Правление мудрых
Или: "На пути к справедливому обществу"
На протяжении всей истории лучшие умы человечества бились над тем, как построить наиболее идеальное общество, в котором каждый человек мог бы реализовать свои права на достойную жизнь в сочетании с обязанностями по отношению ко всему обществу.
Конфуций ("Суждения и беседы"), Платон ("Государство", "Политик"), Аристотель ("Политика", "Этика") – заложили фундамент политической науки, как учения о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.
Мыслители и философы (Н.Макиавелли, Т.Гоббс и др.) эпохи Возрождения и Нового времени в своих работах об устройстве общественной жизни выводят вперед не общество, как целое, а отдельного человека, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.
Как же образуется государство? Начало ему кладет общественный договор, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государства. Основанное на договоре и поддерживаемое силой государство — основа жизни общества.
Последние 200 лет не утихает спор, какое общественное устройство лучше: капитализм или социализм?
Этот спор начался еще с работ утопистов ( Т.Мор, Т.Кампанелла), социалистов-утопистов (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн) и продолжился в работах Маркса, Энгельса, Ленина, которые критиковали взгляды социалистов-утопистов, считавших, что путь к новому, справедливому обществу лежит через развитие производства, науки, просвещения народа.
Сами Маркс, Энгельс, Ленин считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.
Но можно ли построить новый, светлый мир на крови миллионов, репрессиях, спланированном голоде, каторжном труде "врагов народа" в гулагах и "стройках века"?
Ответ очевиден. Из-под палки людей к "счастью" не загонишь, а цель не всегда оправдывает средства.
Оценка, данная социалистами-утопистами еще в XIX веке капитализму, как миру хаоса и разобщенности, честолюбия и жадности, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды –актуальна и сейчас в XXI веке.
Но и попытки построить в отдельно взятой стране социализм "с человеческим лицом" ни к чему хорошему не привели.
В 60-х годах прошлого века в экономической науке в моде была теория конвергенции, постепенного сближения капиталистической и социалистической модели общества навстречу друг другу.
Проверка временем показала несостоятельность этой теории.
Хотя, наверное, не существует на сегодняшний день ни одного "чисто капиталистического" государства. Везде присутствуют государственные структуры, занимающиеся проблемами слабых, малоимущих, инвалидов, студентов и матерей одиночек.
Любое государство вынуждено (хочет оно того или нет) заниматься этими проблемами, в противном случае рано или поздно, бунт народных масс против правителей неизбежен.
Это и происходит сейчас во многих странах мира, включая Западную Европу и США.
Как сказал польский политик Анджей Леппер : "Каждый политик должен заботиться о больницах и тюрьмах, потому что он рано или поздно попадет в одно из этих мест".
Сейчас во всем мире правители и банки утрачивают свою силу, и все большее влияние получает народ. И те, от кого "наверху" зависит принятие решений, уже не могут, как раньше, кормить народ сказками в предвыборную кампанию и с легкостью забывать о своих обещаниях, на другой день после выборов.
Мир изменился. Он стал глобальным, "круглым", и поэтому в эпоху глобализации отношения между странами должны строиться на большей открытости и доверии. Изоляционизм и протекционизм не помогут ни одной стране выжить в бурном море глобального кризиса.
Внутри государств глас народа становится доминантным, это ростки нового гражданского общества.
Старые экономические и политические системы в эпоху глобального кризиса уже не работают. Настало время построения нового общества, в котором благо отдельного человека не входит в противоречие с благом всего общества.
Когда-то Платон мечтал о правлении мудрых. Сейчас закладываются такие предпосылки, что бы во главе общества и государства, стояли люди, постигающие новый этап в развитии общества. Общества, в котором каждый будет находиться на том месте, где он принесет наибольшую пользу другим людям.
Мы не должны будем против своей воли принимать на веру решения мудрых. Новые СМИ, повсеместное воспитание и образование позволят всем нам понять и принять решения мудрых, ведущих наше общество к жизни, наполненной не только материальным достатком и изобилием, но и ощущением социальной безопасности и уверенности в завтрашнем дне для всех граждан, вне зависимости от национальных, религиозных или культурных различий.
Исар Дорфман