Кирилл Веселаго

© Фонтанка.ру

ОбразованиеМир

4600

22.07.2009, 19:44

Талант Шопена баллом не измеришь

Известно, что выдающийся художник, талантливый поэт или гениальный музыкант очень часто витает в облаках, не дружит с точными науками, не может сходу назвать столицу Гвинеи-Бисау – в общем, «не от мира сего». Одарённые люди могут писать с ошибками, путать химию с физикой – но при этом быть непревзойдёнными гениями в исполнительском искусстве или писать восхитительную музыку.

Скрипач и дирижёр Сергей Стадлер, исполняющий обязанности ректора Санкт-Петербургской консерватории, всерьёз обеспокоен тем, что благодаря ЕГЭ на смену ярким и самобытным музыкантам-выпускникам консерватории в ближайшем будущем могут прийти стройные ряды «середнячков» – одинаковых, как кегли.

- Для творческих вузов единый госэкзамен представляет серьезную проблему: нам, например, ЕГЭ ужасно мешает, потому что творческие люди имеют не совсем обычный склад ума. Я бы сказал, не очень системный, который совершенно не учитывается ЕГЭ, – говорит Сергей Стадлер. – Есть, например, замечательный фаготист. Он играет на фаготе, как бог, и его совершенно не заботит ни философия, ни математика. Или «богом поцелованный», как говорится, пианист, который абсолютно не владеет математикой и не в ладах с физикой; хороший певец, который пишет с ошибками – сегодня выходит так, что по-настоящему талантливые люди не могут поступить в консерваторию. У нас кафедра «тащит», хочет взять талантливого юношу, профессора буквально рыдают – а тот, как потом выяснилось, вообще не имеет права поступать в консерваторию, потому что у него низкий балл ЕГЭ.

Надо прямо признать, что «роман» с ЕГЭ у творческих вузов не сложился буквально с момента зарождения идеи: тогда ректоры крупнейших учебных заведений категорически высказывались против введения ЕГЭ. Однако министр образования успокоил ректоров, пообещав, что единый госэкзамен не коснется профильного конкурса в творческих вузах. Обещание было выполнено: творческие дисциплины абитуриенты сдают в прежнем порядке. Но выяснилось, что общеобразовательные предметы стали настоящей «подножкой» для представителей творческих профессий.

- Ведь у нас весьма своеобразная специфика, – продолжает Стадлер, – да и не только у нас: я уверен, что в театральных вузах весьма схожая ситуация. Творческая профессия требует огромных вложений – и физических, и моральных; для достижения мастерства необходимы нешуточные затраты времени, фактически – полная самоотдача. Мир возвышенных мыслей музыканта порой абсолютно оторван от действительности, от мира рационального – а единый госэкзамен рассчитан на среднестатистического выпускника и призван оценить его среднестатистическую способность усвоить курс средней школы.

Говоря проще, нестандартные решения не только не приветствуются, но и просто не учитываются при сдаче ЕГЭ. А в искусстве как раз всё наоборот: оно требует нестандартных решений, нетривиального образа мысли. Нам не так важен балл, полученный абитуриентом: в творчестве первостепенную роль играет именно личностный момент. Однако с введением ЕГЭ выявление, понимание образа мыслей будущих деятелей культуры, их личности подменились какой-то игрой наподобие «Кто хочет стать миллионером»: разгадал кроссворд, заполнил ловко типовой бланк – и ты уже студент.

– Таким образом, в этом году мы потеряли пятерых очень талантливых ребят! – добавляет проректор по учебно-воспитательной работе Дмитрий Часовитин. – Кроме того, Министерство культуры отобрало у нас бюджетные места на подготовительном отделении, оставив только платные. Однако далеко не все талантливые люди могут себе позволить платить за обучение на подкурсе.

– Я посещал почти все вступительные экзамены, а у дирижёров и певцов я сидел, как говорится, от и до, – говорит Сергей Стадлер. – И там очень много людей, которых действительно надо просто брать и подучить на подготовительном курсе, платить за который они не в состоянии. Так что, учитывая всё-таки особую специфику консерватории, мы будем добиваться восстановления бюджетных мест на подкурсе. Кроме того, вокалисту вообще надо учиться дольше: многие только в юношеском возрасте, после «ломки» голоса, начинают заниматься музыкой: поэтому многим вокалистам необходимо «подтягивать» теоретические дисциплины – сольфеджио, гармонию, историю музыки – с которыми нет проблем у выпускников музыкальных школ и колледжей.

– А вы уверены, что министерства культуры и образования пойдут на это – а также в том, что нынешнее положение вещей с ЕГЭ удастся изменить?

– Я уверен, что ситуация должна измениться. Ведь это не наша внутренняя проблема: я знаю, что точно такие же трудности возникли и в московской консерватории, и в театральных ВУЗах, причём не только в крупных городах: Петрозаводск, Саратов или Пермь – буквально все творческие ВУЗы сталкиваются с тем, что порой просто вынуждены брать абсолютно неинтересных середнячков, «отсеивая» при этом ярких и талантливых абитуриентов. Мы уже написали в Министерство культуры, которое является нашим учредителем. Однако вопрос достаточно сложный, поскольку решение это должно приниматься министерствами культуры и образования совместно.

– Сторонники ЕГЭ утверждали, что он обеспечивает единые стартовые возможности для всех абитуриентов страны, независимо от их имущественного положения и места проживания. Иначе как талантливый юноша из богом забытого села может поступить в престижный столичный вуз?

– Ну, во-первых, творческий конкурс у нас пока никто не отменял – а заочно на скрипке или кларнете не играют. А во-вторых... понимаете, талант в баллах не измеришь. Явись сейчас, например, новый Маяковский – так он бы со своей «авторской пунктуацией» наверняка не пробился в студенты Литературного института имени Горького – а сам Алексей Пешков уж стопроцентно бы ЕГЭ провалил. Далеко не все русские таланты вышли из отличников: и вряд ли этот факт можно изменить с помощью тестов ЕГЭ. Нельзя ставить знак равенства между талантливыми ребятами и просто грамотными. Среди крупных учёных чемпионов по решению кроссвордов не так и много. А у нас может всё это вообще стать полным нонсенсом: блестящий скрипач не поступит, а человек с высоким баллом ЕГЭ, который вообще не владеет инструментом, станет студентом консерватории. Или будущий Чайковский останется «за бортом» из-за низкого балла единого теста.

– Однако не секрет и то, что уровень подготовки в наших вузах – и творческих в том числе – в последнее время, скажем так, значительно понизился...

- Это бесспорно. Однако сегодняшние выпускники начинали своё обучение, как минимум, пятнадцать лет назад. Вспомните, какое было время: тогда государство вообще никакого внимания на культуру не обращало: мол, живите, как хотите, и без вас проблем полно! Я считаю, что единый экзамен вообще не подходит для России. Культура сама по себе – вещь чрезвычайно хрупкая, а образование – это базис культуры, её основа. Образование – не только деликатный процесс, но и долгий. Сейчас мы бойко всё развалим, отрапортуем о «новациях», а «поломка» станет явной лет через пятнадцать. Поэтому если сегодня мы активно внедрим конвейер ЕГЭ, что называется, по всем направлениям, и спохватимся этак лет через пятнадцать – то это уже будет поздно; спасать будет нечего, ибо в школы уже придут учителя, обогащённые не знаниями, а навыками по сдаче ЕГЭ. Это как в том анекдоте, когда изобрели машинку для бритья: суёшь в отверстие голову, а машина тебя бреет. Изобретателя и спросили: как же прибор справляется, ведь все люди разные, одинаковых лиц в мире просто нет? А изобретатель отвечает: «Да, есть такое дело. Но это только в первый раз...»

Кирилл Веселаго

© Фонтанка.ру

ОбразованиеМир

4600

22.07.2009, 19:44

URL: https://babr24.net/?ADE=79616

bytes: 7526 / 7498

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирилл Веселаго.

Другие статьи в рубрике "Образование"

Самостоятельное обеспечение питанием — вред? В столовых школ Красноярска снова нашли нарушения

Красноярск уже успел прославиться своими ежегодными скандалами с некачественным школьным питанием. Вот и в 2024 году очередной скандал вышел на федеральный уровень. На этот раз инцидент связан со школами, которые перешли на самостоятельное обеспечение питанием.

Денис Большаков

ОбразованиеЭкономика и бизнесОбществоКрасноярск

3309

18.11.2024

Бурятский язык переходит в цифру и начальную школу

Октябрь в Бурятии прошел под знаком бурятского языка. Министр образования Бурятии Валерий Поздняков анонсировал эксперимент по переводу 106 школ на обучение на бурятском языке в начальных классах.

Виктор Кулагин

ОбразованиеИнтернет и ИТБурятия

2611

01.11.2024

Руководство угольного дивизиона Эн+ встретилось со студентами ИРНИТУ

О перспективах угольной отрасли, карьерных треках, наращивании компетенций, мужских и женских профессиях в горном деле и не только. На эти темы со спикерами от Эн+ уголь беседовали студенты института недропользования ИРНИТУ и учащиеся горного колледжа.

Ярослава Грин

ОбразованиеМолодежьИркутск

11613

01.11.2024

Внук-министр Сумароков: парень я молодой, но хожу я с бородой...

Почитать новости сельскохозяйственного образования и расстроиться... В Томске на базе вуза создана и вовсю действует передовая инженерная школа «Агробиотек».

Георгий Булычев

ОбразованиеЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

14083

31.10.2024

Учительская доля: педагог из Закаменского района получает зарплату ниже МРОТ

Учитель из Закаменского района опубликовал в соцсетях расчетный лист с зарплатой в 19,2 тысячи рублей. Сумма равняется базовому значению регионального МРОТ, она не учитывает районный коэффициент и прочие надбавки.

Виктор Кулагин

ОбразованиеПолитикаБурятия

11706

24.10.2024

Пятый ответственный за кампус – кто он? Из-за чего ушёл четвёртый?

Сергей Чиков покинул пост начальника департамента градостроительного развития Томской области. Его место занял некто Тимур Мухамеджанов. Почему ушёл Чиков (есть как минимум две версии), разбирался Бабр.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеПолитикаЭкономика и бизнесТомск

14804

23.10.2024

Свершилось: готов проект второго этапа строительства томского кампуса

ООО «Томский студенческий кампус» (ОГРН 1217700576455) передало проектную документацию по второму этапу строительства студгородка департаменту градостроительного развития Томской области. Об этом, а также о совещании с участием чиновников и представителей компании – в материале Бабра.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеЭкономика и бизнесТомск

9904

17.10.2024

Образование по-новосибирски: ни школ, ни педагогов!

В Новосибирске сфера образования живёт своей жизнью. Если в других городах России ещё как-то пытаются строить школы и сокращать кадровый голод в сфере преподавания, то в столице Сибири всё иначе.

Адриан Орлов

ОбразованиеПолитикаНовосибирск

13972

03.10.2024

Томский кампус остался без федерального финансирования. Возможные причины

Глава департамента финансов Томской области Александр Феденёв заявил, что Минфин РФ в 2025 году не даст на возведение межвузовского кампуса обещанные 3,59 миллиарда рублей.

Андрей Игнатьев

ОбразованиеПолитикаЭкономика и бизнесТомск

13846

01.10.2024

Учить некому: в Монголии пытаются решить проблему с дефицитом школьных учителей

Монголия испытывает сильнейший дефицит учителей. Только по официальным данным, в школах не хватает свыше четырех тысяч педагогов.

Денис Большаков

ОбразованиеОбществоМонголия

3197

25.09.2024

Учреждена именная стипендия Андрея Мельниченко

Фонд Мельниченко объявляет о запуске Стипендиального конкурса для успешных студентов высших и средних специальных учебных заведений на 2024-2025 учебный год. Победители получат именную стипендию Андрея Мельниченко.

Саша Савельева

ОбразованиеЭкономика и бизнесРоссия

12712

20.09.2024

В кузбасских «Центрах талантов. ФМ» начинается учебный год

В Центрах талантов Фонда Мельниченко, работающих в системе дополнительного образования в 10 городах России, начинается новый учебный год. На территориях присутствия компаний СУЭК действуют три Центра талантов: «Кемерово», «Киселевск» и «Ленинск-Кузнецкий».

Саша Савельева

ОбразованиеЭкономика и бизнесРоссия

11114

16.09.2024

Лица Сибири

Цындыжапов Артем

Макаров Алексей

Меркулов Дмитрий

Есиповский Игорь

Деранжулин Павел

Таевский Дмитрий

Мичурина Наталья

Кутищева Вера

Резников Владимир

Шуба Виталий