В понедельник богословская комиссия РПЦ даст свое заключение по проблеме ИНН
Как сообщил корреспонденту Страны.Ru секретарь Синодальной богословской комиссии священник Владимир Шмалий, 19 февраля по благословению Патриарха Московского и всея Руси в Троице-Сергиевой лавре в Московской Духовной академии состоится заседание Синодальной богословской комиссии, в повестке дня вопрос о проблеме ИНН.
Помимо членов комиссии, которую возглавляет митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), в заседании будет участвовать довольно широкий круг консультантов и экспертов, прежде всего собственно богословов. Это преподаватели Московской и Санкт-Петербургской Духовной академии - в частности, архимандрит Макарий (Веретенников), архимандрит Матфей (Мормыль), из богословских консультантов - о.Андрей (Кураев), возможно привлечение и других специалистов. Особенностью этой встречи является то, что по благословению Его Святейшества в этом заседании примут участие старцы Троице-Сергиевой лавры, прежде всего о.Кирилл (Павлов), о.Наум. Приглашаются наместники ставропигиальных монастырей с духовниками этих монастырей, а также представители Министерства по налогам и сборам, вероятно, и иных государственных учреждений, возможно, будут участвовать и светские эксперты. На заседании будет представлено мнение как сторонников, так и противников принятия ИНН.
Как сказал о.Владимир, в ближайшее время будет получено мнение архимандрита Кирилла (Павлова). Духовник лавры о.Кирилл, как известно, занимает очень осторожную позицию и говорит о том, что ИНН и знак приближающегося конца и хотя и допускает принятие ИНН при острой необходимости, но подчеркивает, что лучше, если есть такая возможность, отказаться сейчас, так как в дальнейшем могут быть жестче и законы, и обстоятельства. О.Кирилл напоминает о том, что нас всех ждут испытания и что не следует успокаиваться независимо от того, приняли мы ИНН или не приняли. Давление, по словам о.Кирилла, будет продолжаться и усиливаться, но в наших силах немного это время отодвинуть. Однако о.Кирилл предостерегает от осуждения священноначалия и ухода в раскол. Противники ИНН говорят о том, что о.Кирилл прямо не благословляет принимать ИНН.
Однако в любом случае, скорее всего, самый уважаемый старец Русской Церкви сможет принять участие в заседании комиссии, благо к этому располагает место ее проведения - Троице-Сергиева лавра, насельником которой он является, и непосредственно высказать свое мнение перед членами комиссии. По словам о.Владимира Шмалия, Патриарх специально обсуждал вопрос об участии о.Кирилла с председателем комиссии митрополитом Филаретом и благословил о.Кирилла участвовать в заседании.
Мнение другого известного старца Иоанна (Крестьянкина), который не сможет прибыть на заседание, было специально записано архимандритом Тихоном (Шевкуновым) для комиссии и вчера обнародовано в телепрограмме "Русский дом". О.Иоанн сказал о том, что ИНН не представляют опасности для души человека и призвал к повиновению священноначалию в этом вопросе.
На заседании комиссии будут обсуждаться те договоренности, которые были достигнуты в ходе закрытой встречи Патриарха с министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым, которая состоялась 31 января. Патриарх и министр договорились о внесении предложения законодателям о том, чтобы ввести понятие "лицевой счет налогоплательщика - физического лица". То есть будет номер лицевого счета, не более. Таким образом, номер будет присваиваться не человеку, а документу. О.Владимир подчеркнул, что "должна состояться ясная, спокойная дискуссия, все, помолясь, должны соборно обсудить проблему со всех ее сторон; так как комиссия богословская, то внимание будет уделено прежде всего богословской стороне вопроса. Какую форму примет решение комиссии, пока неизвестно".
Вопрос о принятии или непринятии индивидуального налогового номера (ИНН) в настоящее время в Церкви стоит чрезвычайно остро. Пожалуй, впервые с 1930-х годов Церковь стоит перед угрозой серьезного раскола. Тогда верующие были разделены на принимающих и не принимающих заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). "Непоминающие", как называли тех, кто вышел из церковного общения с митрополитом Сергием из-за его знаменитой "Декларации" 1927 года, избегали посещения "сергианских" храмов и причащались у "сергианского" священника только в случае смертельной опасности. Однако время примирило тех и других. Так, среди канонизированных на Архиерейском Соборе 2000 года святых есть и "непоминающие", как, например, епископ Афанасий (Сахаров) и митрополит Кирилл (Смирнов), ведший острую полемику с митрополитом Сергием. Вопрос, который разделял верующих, тогда сводился, по сути, к вопросу о том, принимать или не принимать "антихристову власть", то есть советское государство. Сейчас речь идет о "печати антихриста", которую якобы содержит в себе ИНН. И тогда и сейчас священнослужители и верующие оказались разделены, часть общин во главе со своими духовниками уходили в катакомбы, жили на нелегальном положении, совершали тайно богослужения на дому, были преследуемы и гонимы. Среди новомучеников и исповедников было множество "непоминающих", были и те, кто открыто говорил о своем неприятии советской власти как "антихристовой". Та позиция, которую они занимали, не дает оснований называть их раскольниками или отпадшими от Церкви. И сама Русская Православная Церковь засвидетельствовала уважение к их позиции, канонизировав многих из "непоминающих", и, безусловно, многие из них еще будут канонизированы. Вопрос о принятии или непринятии советской власти, как и ИНН, не является вопросом вероучительным, догматическим, по которым православные должны иметь единое мнение. Однако исторический опыт свидетельствует, что те, кто сам отделяет себя от Церкви по тем или иным кажущимся ему важными причинам, неизбежно вырождаются в секту. Так, после избрания Патриарха Алексия (Симанского) в 1945 году большинство "непоминающих" признали его и восстановили общение с Московской Патриархией, те же, кто продолжал политику непризнания, в конце концов стали, по сути, сектантскими группами, именующими себя "Истинно-православная церковь", которые вскоре и вовсе прекратили существование. Этот опыт еще раз подчеркивает святоотеческую мысль о том, что отпадение от церковной полноты, какими бы причинами оно ни обосновывалось, гибельно для тех, кто его осуществляет.