Кино-2016: Нехороший, плохой, злой… Плюс отвратная
В прокате – «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, роскошный черноюморной вестерн, в котором нет ни одного положительного персонажа, а худшим из таковых является миниатюрная женщина в наручниках и с расквашенной физиономией.
Штаты, последняя треть позапрошлого века. Отгремела Гражданская – и покатились по городам и весям внешне помирившихся Севера и Юга конфедераты да янки. Вот и в задрипанном трактире «Галантерея Минни» встретилась преомерзительная восьмерка бывших южан и северян: все воевали, все и сейчас при оружии, и память о четырехлетней распре все еще жива в каждом.
Но серьезные стычки по политическим мотивам – не в традициях Дикого Запада. Для того, чтоб вынуть кольт и разрядить его собеседнику в рожу, всегда найдутся мотивы посерьезнее мировоззренческих. «Всему виною деньги, деньги», как пели в «Острове сокровищ». В «Галантерее Минни» собрались, с одной стороны, натуральные или потенциальные охотники за головами (Сэмюэль Л. Джексон, Курт Расселл, Уолтон Гоггинс), а с другой – явные или полуявные бандиты (Дженнифер Джейсон Ли, Тим Рот, Майкл Мэдсен).
Ежу будет очевидно, что их терки рано или поздно закончатся кровавой баней. Но вот насколько именно рано (или поздно) и кому там пофартит – that, как говорится, is the question. И в этом экшен-квешене весь смак, цимес и вся соль псевдодетективного сюжета. А от экрана, как у Тарантины и принято, все три часа не оторваться.
Ай да формализм: в восьмом фильме Тарантино – восемь основных персонажей. Впрочем, в дебютных «Бешеных псах» их было ровно столько же
В «Омерзительной восьмерке» легко увидеть аккурат то, чем она, на первый взгляд, так стремится казаться, на что вроде бы даже напрашивается. Именно что омерзительную, паскудную, пакостную историйку про то, как встретились восемь блевотнейших одиночеств и поубивали друг друга почем зря. Убивали долго, мучительно, помянутые три часа кряду. Так что успели друг друга и обматерить с головы до ног, и поунижать, и попытать, и попонтоваться. И мир, так сказать, посмотреть, и себя показать.
В тарантиновское кино вернулся Тим Рот. Только теперь он почему-то играет здесь типичного Кристофа Вальца
Короче, все это типа того что низкий, гнусный, гадостный пацанский эпос. Эпосишко, точнее, да и то за счет продолжительности. Шутка ли – ночь напролет пробалаболить в мрачной харчевне. А потом достать пушки – и устроить балабановские «Жмурки» пополам с балабановским же «Грузом 200». При чем здесь «Груз»? А там тоже была деваха, не в пример «Жмуркам». Только у Тарантины хлеще – здесь из всех омерзительных именно баба мерзее всех. Прямо сплошное брр и кромешная жуть, а не, с позволения сказать, женщина.
Искренне верится, что все могло получиться точь-в-точь по-вышеописанному – при таком-то сюжете и персонажах. Но это если бы не Тарантино снял. А снял-то он, родимый. Придумал, спродюсировал, поставил, смонтировал – восьмой уж раз в жизни. И вновь он молодец, вновь умница, чародей и герой года. А может, и пятилетки. Его «Восьмерка» попросту убирает, выжигает каленым железом все, что было в прокате в течение двух лет до нее и что еще появится в течение двух предстоящих. Всякий новый фильм Тарантино поистине опасен для всех окружающих его фильмов – он их люто обесценивает, сравнивает с землей (причем в пользу земли).
Сэм Л. Джексон – вновь круче, чем любые яйца (уже посмотревшие фильм оценят этот истинно тарантиновский каламбур)
Тарантино, как известно, не просто гений, но и парадоксов друг. И если гениев у нас нынче – как собак нерезаных, то с мастерами парадоксальности все очень жидко. Кроме Тарантины, по сути, и вспомнить некого.
И вот это национальное достояние (увы, не наше) разродилось еще одним брутальным полотном, не похожим ни на что. Ну или разве что на семь предыдущих картин-тарантин. Мало сказать, что «Омерзительная восьмерка» сделана на офигительную пятерку. И даже тот факт, что из всех номинантов на грядущий «Оскар» лишь ей одной уготовано гарантированное место в истории, вряд ли для кого-то будет откровением.
Лучше так: нам всем повезло, что мы попросту живем в одно с Тарантиной время. Мы – живые свидетели мировых премьер его шедевров. А что «Восьмерке» далеко как минимум до четырех фильмов из предшествующей ей семерки, ничего не меняет. Квентинушка все одно – the best.
«Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight) (18+). Режиссер: Квентин Тарантино. США, 2015