Как это было? Литературные вечера-2016. Вечер первый

Как Чехову довелось править рассказ о рождении Александры Березиной, почему наука «вещь драматическая» и как энергоизбыточность первооткрывателя Трои вышла ему боком спустя 100 лет после его смерти. Доктор исторических наук Александр Гаврилов встретился с иркутянами в драмтеатре им. Охлопкова, где презентовал сборник беллетризованных воспоминаний Александры Николаевны Березиной и рассказал, почему Генрих Шлиман – гений.

На сцену иркутского драмтеатра Александр Гаврилов вышел с небольшой книгой в руках:

- Эту книжку я сам сегодня увидел впервые, она была издана как раз к сегодняшним литературным вечерам. Называется – «Александра Березина. Иркутск моей юности. 1916-1920». В нее вошло все, что в воспоминаниях Березиной относится к Сибири. И тут нужно заметить сразу, что в Петербурге эти записи произвели сильное впечатление. Но, возможно, еще любопытнее то, какие чувства они вызовут у иркутян.

После краткого вступления Александр Константинович кратко обозначил биографию Александры Березиной.

Справка: Александра Николаевна Березина – автор сборника стихотворений в греческом духе «Голос веков». Также написала беллетризованные воспоминания о своей юности в Петербурге и Иркутске.

Александра Березина родилась в Петербурге. Росла в высшей степени интеллигентной среде. Ее дед по отцовской линии – Илья Николаевич Березин – один из основателей тюркологии (отрасль востоковедения) в Казани и Петербурге. Со стороны матери Александра Николаевна происходила из семьи священников Писаревых.

- Также родственником ее, правда, не знаю в какой степени (сама Березина называет его двоюродным дядей), был Копылов Иван Лаврович. Основатель Иркутского художественного училища.

Для самой Березиной этот факт важен. В 1918 – 1920 она училась у Копылова. Потом Копылов уехал в Петроград – он дружил с Петровым-Водкиным. Березина тоже вскоре отправляется в Северную столицу, правда, уже ее как художника Петров-Водкин, по-видимому, решительно не одобрил.

По словам Александра Гаврилова, художественные способности у Березиной были, и она даже считала себя художником, но не было усидчивости, «чего-то такого, что заставляет человека бесконечно упражняться».

Всем читателям воспоминаний Березиной Александр Гаврилов дает подсказку:

- Вообще, как относиться к ее запискам? Насколько они точны? У Березиной отличная память, она может быть невероятно точна в деталях. Но в тоже время это человек литературный, книжный. Здесь уже с фактами могут быть трудности. Она сама о себе как-то сказала: «Я начала писать свои воспоминания, но через некоторое время заметила, что пишу уже роман». Хотя, конечно, романом это тоже не является. Это нечто переходное между воспоминаниями и художественной типизацией.

В записях Березиной наблюдается колебание жанров - то это документалистика, то появляются художественные элементы. В частности, встречаются изменения имен и названий мест. Так, к примеру, Иркутск грозил превратиться у нее в Зимогорск или Кулундинск.

Привязанность к литературе была присуща Березиной с самого раннего девства. К слову, рассказы писала ее мама Августа Семеновна Писарева. Она печаталась в литературных журналах. Некоторые из рассказов Писаревой довелось редактировать самому Чехову. Один рассказ - он называется «Счастье» - даже попал в собрание сочинений Чехова, как иллюстрация его редакторской работы. Но поразительно другое: при бедности наших сведений о жизни Березиной в «Счастье» говорится как раз о рождении Александры Николаевны Березиной.

Что же касается именно сибирских воспоминаний, то Александр Константинович прочел такой отрывок из петербургской части: «Иногда зимними вечерами на маму находило драматизирующее настроение. Она начинала рассказывать нам о своем далеком детстве в сибирском Иркутске. И описание иркутской Успенской площади, где она родилась, сливалось в нашем воображении с замкнутым мирком хорошо знакомой нам площади Лиговской. <…> Порою мама усаживала нас на стулья, укрывала их платками и шалями, устраивая подобие сибирской кибитки. Она изображала в лицах: ямщика, почтовый колокольчик, стук колес и ржание лошадей… ».

Помимо сибирских воспоминаний Березиной Александр Гаврилов, как филолог-классик, рассказал о ее «эллинистических эпиграммах»:

- Эти тексты меня поразили: в них античными размерами изложен ее жизненный опыт. Как это выглядит:

Дождь продолжался неделю и три еще дня сверх недели; / Холм на могиле Демо́ быстро пошел зеленеть.

Обратите внимание – печальное не превращается в отчаяние, не переходит в вопль; все приведено к гармонии:

Нет, не боюсь умереть, безотрадною стала планета, / – Жалко оставить лишь тех, кто продолжает страдать.

Из таких примеров может показаться, что Березина натура депрессивная, но это не так, наоборот – это была сильная женщина, с резким темпераментом. И заключительный пример:

Я не такая умру, как была еще летом минувшим, / – Обогатили меня клады эллинской земли.

Последние три слова эпиграммы еще удерживает прохладу античного мрамора, но вместе с тем, прочитанные отдельно, они напомнят скорее об археологических находках, нежели об образцах эллинистического искусства. И здесь самое время перейти к разговору о человеке, которого считают одним из основателей полевой археологии – Генриху Шлиману.

Условную вторую часть вечера Александра Гаврилова предварил ведущий программы – Евгений Водолазкин:

- Шлиман – это человек, нашедший Трою (думаю, это все знают). Можно много говорить о том, что́ это была за Троя, и что́ Шлиман с ней сделал – помогло ли это науке или навредило. Но в любом случае история удивительная: человек прочитал Гомера и, условно говоря, стал копать. Все ученые над ним смеялись, потому что на основании мифа он искал реальность. С точки зрения науки это невероятно, но что более невероятно Шлиман Трою нашел.

Здесь Александр Гаврилов показал книгу, опубликованную им в Санкт-Петербурге, в 2006 году – «Петербург в судьбе Шлимана».

- Да. Эта история жизни Шлимана интересная, она нравится почти всем, и кое-что из этого было в дейсвительности, - продолжает Александр Гаврилов, - но вот в 1989 году стали основательно готовиться к 100-летию со дня смерти Шлимана, и американский исследователь Уильям Колдер, который пристально занимался биографией Шлимана, выдвинул теорию, что Шлиман – патологический лжец. И тут в преддверии конгресса и всех мероприятий началось брожение умов: ценители стали опровергать критиков.

По словам Александра Гаврилова, выступать абсолютным защитником Шлимана в этом отношении трудно, у него действительно встречаются отступления от истин. Кроме того он пользуется «аргументом от лопаты», когда найденный артефакт ценится как таковой, а не как предмет, нуждающийся во всестороннем, критическом истолковании.

- Он находит башню, объявляет ее Скейскими воротами и утверждает, что Гектор и Андромаха прощались именно здесь.

Именно это упрощенное толкование Шлиманом его грандиозной, без преувеличения, археологической деятельности и послужило главным поводом для раздражения не одного поколения ученых критиков.

В глазах потомков репутации Шлимана навредила история о том, как дерзкий самоучка будто бы наперекор всем «нашел Трою». Понимать биографию Шлимана таким образом - значит, романтизировать ее. Между тем, в XIX веке Шлиман был не единственным, кто искал легендарный город.

- Про искателей Трои и их писания известно немало. В частности, образованный Фрэнк Калверт, британец, бывший американским консулом в Турции, и тоже археолог-любитель, купил место на холме Гиссарлык, чтобы проводить там раскопки. Он понимал, что, по-видимому, Троя здесь.

Некоторое время у Калверта и Шлима был уговор – копать холм вместе. Троя действительно явится на Гиссарлыкском холме, но сделает это Шлиман.

Александр Гаврилов подчеркнул, что наука «драматическая вещь». Никто не знает в чем гарантия успеха, а полное познание не удается почти никогда.

Что касается Шлимана – его история настолько неординарна, что тех, кто пересказывает ее, бросает из крайности в крайность: то это огульное охаивание и грубые нападки, то прямо-таки боготворение. Только возникшее лет тридцать назад Шлимановедение позволило осознать контуры проблемы. Шлиман, выражаясь точно, не открыл, а раскопал Трою. Думая, что нашел Троянскую войну, то есть сцену гомеровских поэм, он на деле стал отцом микенской археологии и открыл микенскую цивилизацию.

Впрочем, одно громкое суждение будет действительно справедливо: Генрих Шлиман - «гений энергии».

Русскую жену Шлимана – Екатерину Лыжину - упрекали в том, что она писала ему «не привози с собой Гомера».

- Когда человеку объясняют, что в 44 года учеными уже не становятся, это могло бы быть справедливо (особенно в середине XIX века), если бы это объясняли не Генриху Шлиману. Все-таки это человек крылатой воли и бешеного упорства.

Не обладая систематическим образованием, он сумел обратить выдающееся знание языков и опыт любознательных странствий в живое развивающееся знание.

N.B.!

Также Бабр приводит одно любопытные иркутское высказывание Александра Гаврилова.

Об интеллигенции.

«Русский интеллигент не может быть “маленьким человеком” – это несовместимо. Маленький человек - это человек, который не может найти выход из самого себя и, мучаясь тем, что составляет его беспомощное существование, он сам в плену себя же. А русский интеллигент – это человек, которого касается все, а достоинство человека в особенности».

Встреча прошла в рамках программы литературных вечеров «Этим летом в Иркустке - 2016».

Справка: Первые литературные вечера «Этим летом в Иркустке» прошли в 2007. Благодаря усилиям издателя Геннадия Сапронова и руководства Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова при поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области получила жизнь идея приглашать в Иркутск творческую элиту России – писателей, историков, кинематографистов, литературоведов и прочих выдающихся деятелей культуры и искусства.

Фото: Анатолий Бызов

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=146154

bytes: 11147 / 10069

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

6559

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9182

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8771

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11213

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6106

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5862

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13079

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11639

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22241

06.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24644

01.03.2024

Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями

Театральный зритель – создание терпеливое. Особенно когда дело касается фанатичной и безальтернативной преданности любимому театру. Однако любому терпению приходит конец, тем более если объект симпатии проявляет не простое равнодушие, а разбавляет его некомпетентностью и высокомерием.

Филипп Марков

КультураСкандалыИркутск

26204

28.02.2024

Лица Сибири

Курамшина Елена

Фальков, Валерий

Альков Леонид

Меняйло Сергей

Башняк Екатерина

Ушаков Игорь

Тахтеев Вадим

Кладов Сергей

Власенко Олег

Титов Михаил