Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

КультураИркутск

3839

17.10.2008, 18:15

Сказка и быль

Очередной исторический фильм — на этот раз «Адмиралъ» о судьбе и любви Александра Колчака и Анны Тимиревой — как обычно, вызывает разноречивые оценки.

Мнение зрителей, многие из которых восхищены любовной историей в декорациях Первой мировой и гражданской войн, контрастирует с претензиями специалистов, обращающих внимание на многочисленные «ляпы». Впрочем, без последних сейчас, кажется, не обходится ни один фильм, претендующий на показ исторических событий «как они были на самом деле». По сути дела, речь идет о квазиисторических сказках, которые с удовольствием смотрит зритель, способный заснуть на двадцатой странице самой точной и научно выверенной монографии.

При этом «ляпы» бывают двух видов. Первых вполне можно было бы легко избежать при минимальном уважении к фактам. Например, в одной из «военно-морских» сцен Колчак представляется как контр-адмирал и командир линкора «Слава» одновременно. Однако офицер в адмиральском чине не мог командовать кораблем (это, максимум, должность для капитана 1-го ранга), да и Колчак никогда «Славой» не командовал. Можно было бы заменить «Славу» на минную дивизию, и вопрос был бы снят. Равно как неясно, надо ли было «убивать» контр-адмирала Николая Подгурского, который скончался только в 1918 году, став жертвой не взбунтовавшихся матросов, а эпидемии испанки. Тем более что в марте 17-го на Балтике погибло множество офицеров, хорошо знакомых и Тимиреву, и Колчаку.

Второй вид «ляпов» — запланированный. Настоящая любовная история Колчака и Тимиревой существенно отличалась от ее кинематографической версии. Не было многомесячной разлуки Верховного правителя и скромной медсестры во время гражданской войны. Верховный правитель, конечно, был, но медсестры не было — Тимирева официально числилась переводчицей отдела печати при управлении делами Совета министров и Верховного правителя, то есть при Колчаке. Не было драматической встречи на вокзале в декабре 19-го, на исходе колчаковского правления — была де-факто семейная жизнь в Омске, по-своему счастливая, но вряд ли пригодная для показа на широком экране. Понятно, что авторы фильма знали об этом, но сознательно заменили прозу жизни красивой сказкой с печальным концом.

Еще одна особенность современного российского кинематографа — вторичность многих режиссерских решений. Этим страдает на только «Адмиралъ», начальные сцены которого вызывают в памяти оскароносный «Титаник». Вспомним не менее известный фильм «Девятая рота» — и очевидные параллели с классическим фильмом Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». В массовой культуре подобные заимствования возможны и даже полезны, но произведения искусства мирового уровня так не создаются. Впрочем, российский кинематограф как производитель блокбастеров и раньше был неконкурентоспособен на мировом уровне, а нынешний финансовый кризис может еще больше сократить его амбиции. Это не означает, что у него нет перспектив вообще. Во-первых, отечественный кинозритель воспринимает и такой уровень качества. Во-вторых, в кинематографе есть сегмент, который способен выдержать конкуренцию с лучшими мировыми образцами — это авторское немассовое кино, не отягощенное высокими «нефтяными» бюджетами.

Но вернемся к фильму, многие недостатки которого объективно связаны с его масштабом. Очень трудно в рамки полуторачасового действа вместить жизнь Колчака — человека яркого и разностороннего; для этого требуется целый сериал. Поэтому в нем нет ни полярных экспедиций, ни Порт-Артура, ни серьезного увлечения восточными учениями и азиатской историей. Всего того, без чего нельзя понять не только личность Верховного правителя, но и ответить на вопрос, почему юная женщина бросила своего мужа (вполне достойного и храброго офицера, георгиевского кавалера) и ушла к его куда более эффектному сослуживцу, Колчаку-Полярному, как неофициально называли будущего Верховного правителя. В фильме нет того Колчака, ради которого можно было преступить устоявшиеся правила, бросить вызов мнению общества. В нем есть хороший волевой морской офицер, ради которого на такие жертвы не идут.

Означает ли все сказанное выше, что речь идет об абсолютно «проходном» фильме, профанирующем историю. Представляется, что нет. Фильм «вытягивают» каппелевские сцены, драматический Ледяной поход, героическая и безумная атака белых на позиции красноармейцев, показанная значительно более правдиво, чем классический сюжет из фильма «Чапаев» (там авторы использовали образ «цветных полков» деникинской армии, которых на Востоке России не было). Это строгие, абсолютно несентиментальные, запоминающиеся сцены.

Возможно, просмотр этого фильма пробудит интерес к таким незаурядным фигурам как Каппель, Войцеховский и их соратники, сделавшие все возможное и невозможное для того, чтобы спасти не только Верховного правителя, но и честь белого движения, опозоренную преступлениями необузданной атаманщины Семенова, Калмыкова и прочих антигероев. Первую задачу решить не удалось (испуганные большевики расстреляли Колчака, когда войска Войцеховского уже прорвались на подступы к Иркутску), вторая была выполнена вполне.

В заключении небольшое частное замечание. Для автора этих строк приятной неожиданностью стал образ колчаковского премьера Виктора Пепеляева, которого часто изображают карикатурной фигурой, жалким трусом (особенно на фоне Колчака, мужество которого не могли отрицать его враги). В фильме в полной мере использованы свидетельства современников, которые представляют Пепеляева обычным человеком, оказавшимся в трагической ситуации. Немного пафосным, как и другие либеральные политики его времени, абсолютно негероическим, религиозным (его предсмертные молитвы, понятные православному человеку, могли быть приняты врагами за слабость). И способным умереть с достоинством, попрощавшись перед гибелью со своим адмиралом.

Автор — вице-президент Центра политических технологий

Алексей Макаркин

© Ежедневный журнал

КультураИркутск

3839

17.10.2008, 18:15

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=48131

bytes: 5826 / 5819

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Алексей Макаркин.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

3512

30.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мюзикл «Русский фантом», литературный квиз «Страшный сон Татьяны» и мастер-класс «Танец бабочек»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 28 мая по 2 июня в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8987

27.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 21 по 26 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты. Мастер-класс «Ловец снов» 21 мая жители и гости Иркутска смогут посетить мастер-класс «Ловец снов» в пространстве «Гений места».

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11678

20.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7955

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7287

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

23032

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12387

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15670

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

8243

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

11183

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

10063

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

18358

29.04.2024

Лица Сибири

Желтовский Олег

Балданова Ульяна

Курамшина Елена

Брилка Сергей

Веселов Андрей

Стрельцов Анатолий

Липатов Евгений

Донских Василий

Деньгина Наталья

Медведев Герман