Екатерина Огородникова

© Babr24.com

ИсторияИркутск

4460

16.01.2015, 18:49

Мировоззрение сибиряков по мемуарам конца XIX – начала XX веков

Мировоззрение любого человека является частью его картины мира, причем именно мировоззрение считается одним из главных ее компонентов. Картина мира – сложное многогранное явление. Это непростой феномен, которому ученые до сих пор не дали недвусмысленного четкого определения.

Цель данной статьи: исследовать мировоззренческую составляющую субкультурной картины мира жителей Восточной Сибири по избранным мемуарам конца XIX – начала XX века. Для достижения поставленной цели выполним следующие задачи: обобщим различные определения картины мира; дадим общее понятие картины мира применительно к цели работы; в соответствии с найденным определением раскроем образы Восточной Сибири, Иркутска и самих сибиряков, являющиеся основой мировоззрения сибиряков. Это мы сделаем, используя мемуары конца XIX – начала XX века.

Если выразиться простыми словами, картина мира – это набор каких-то представлений, заложенных и проявляющихся не иначе, как интуитивно. Вряд ли кто-либо может с ходу сказать, какая у него картина мира. Однако именно наличие этой самой картины мира управляет поведением человека. В каждой конкретной ситуации люди поступают так, а не иначе, из-за влияния на них определенных представлений об этом. Например, православные христиане верят в Новый Завет, Иисуса Христа и библейские заповеди и действуют в соответствии со своей верой, при этом не стоит устанавливать подлинность Библии и существование Бога. Достаточно того, что эти представления существуют в их картине мира.

Кроме того, представления, составляющие суть картины мира, складываются из образов, всегда несущих эмоциональную нагрузку. В этом случае истинная сущность объекта реального мира, окрашиваясь определенными эмоциями, перестает быть важной и никак не относится к созданному в картине мира человека образу.

Обобщив вышесказанное, делаем вывод: картина мира – система взаимосвязанных, эмоционально окрашенных, подвижных образов, несущих в себе представления о мире, о месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с природой, с обществом, с самим собой. «В соответствии с этим картина мира целиком определяет своеобразие восприятия и интерпретации любых событий и явлений» [2, C. 88.]. «Из картины мира вытекает всё остальное – и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий» [2, C. 70.].

В процессе жизни картина мира у каждого человека формируется своя, потому что все мы разные в силу таких факторов как, например, воспитание, образование, условия жизни и другие. Однако в любой картине мира есть та часть, которая объединяет, обеспечивает взаимопонимание всех людей данного общества и сопровождает каждого его члена всю жизнь. Именно эта часть картины мира и будет нас интересовать.

Исследователи относят картину мира к характеристикам группы как единого целого: объединение людей одной социальной общности, живущих в одно и то же время в одном и том же месте, приводит к появлению у них единой картины мира. Значит, картины мира могут появляться у народов, этносов, социальных, профессиональных групп, субкультур. «Каждое общество создает, культивирует и передает последующим поколениям вполне реальную картину мира» [2, C. 63.]. Люди одного народа в данном временном промежутке понимают другу друга потому, что в каждый момент времени имеют одинаковую картину мира, точнее называемую ядром культуры. «Последнее содержит общие фрагменты мировидения, общекультурные ценности, главные нормы поведения, обязательные для всех» [2, C. 63.]. Такая картина мира в литературе носит название субкультурная. Ядро субкультурной картины мира национальной культуры, претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным.

Для выявления и исследования субкультурной картины мира жителей Восточной Сибири изучим воспоминания конца XIX – начала XX века.

В первую очередь обратим внимание на то, что мемуаристы отмечают необъятность и изобилие восточносибирского края, особенно поражавшего приезжих. Вот так красиво и восторженно высказался о Восточной Сибири русский писатель Дмитрий Иванович Стахеев (1840-1918): «Восточная Сибирь! Какая это отдаленная, богатая разнообразием и величием природы страна и какая пустынная, малоизвестная, даже и в наши дни! Восточная Сибирь – это особый мир, вполне достойный особого изучения. Там, в недрах земли, драгоценные металлы и камни, а в глуши непроходимых лесов – пушистые звери. Там плодоносные цветущие равнины, изобильные нивы и неприступные горы с вечноснежными вершинами» [7, С. 3].

Обратимся к воспоминаниям и письмам известного русского геолога, палеонтолога, геоморфолога, географа и писателя-прозаика Владимира Афанасьевича Обручева (1863-1956), приехавшего в Иркутск для проектирования Транссибирской железной дороги. Занимавшийся исследованием местной геологии, он немало путешествовал по Иркутской губернии и за ее пределами. Многие впечатления и размышления отразились в его письмах к матери, которые вошли в сборник «В старой Сибири». Поэтому из его уст определение Сибири как прекрасной и богатой страны звучит весьма убедительно: «Неизмеримые природные богатства этой страны исследуют и оценят только будущие поколения. Бесконечные девственные леса, необозримые степи, могучие реки и плодородные поля ждут только прилежных человеческих рук, чтобы сыпать нам на колени свои сокровища» [4, C. 198.]. В.А. Обручев считает, что к концу XIX века условия жизни в Сибири изменились к лучшему. Однако он уверен, что на данном этапе в Сибири проводится ненормальная экономическая политика. Причиной автор сборника «В старой Сибири» называет «негодное ведение большого домашнего хозяйства» и незнании ее «физических, климатических и социальных условий» [4, C. 198.]. По мнению Обручева, ресурсы в Сибири в полной мере не используются даже для удовлетворения ее собственных нужд, а сколько рыбы, дичи, пушнины, мяса и зерна способна дать Сибирь России – сложно себе представить.

О будущем, о судьбе Сибири переживал не только Владимир Афанасьевич Обручев. Об этом во все времена размышляли лучшие сибирские умы. Иван Иванович Попов (1862-1942), известный общественный деятель конца XIX – начала XX века, народоволец, был сослан в Сибирь в 1885 году. С 1894 года он редактировал и издавал в Иркутске газету «Восточное обозрение» и журнал «Сибирский сборник». В своей книге «Забытые иркутские страницы: записки редактора» он пишет: «В то время как Россия молчала – Сибирь не отказывалась и от выступлений со своими требованиями, которые обыкновенно приурочивались к 26 Октября» [5, C. 14.]. В этот день ежегодно в сибирских городах и всеми сибиряками, находящимися в этот момент за пределами Сибири, праздновалось присоединение Сибири к России. В Иркутске дата отмечалась торжественно: пышным обедом, концертом в пользу учащихся и вечерним балом в Общественном собрании. Вечером за ужином обсуждались нужды Сибири: «…местные деятели, не исключая ссыльных, выступали с речами и требовали введения в Сибири земства, новых судов, отмены уголовной ссылки, вообще полного уравнения Сибири в правах с Европейской Россией» [5, C. 14.].

О центре Восточной Сибири городе Иркутске мемуаристы отзывались неоднозначно. Автор статьи 1899 года «Об Иркутске и русских старожилах», оставшийся инкогнито, выделяет Иркутск среди всех сибирских городов как самый богатый и оживленный. Правда, по этой причине он считает, что «нигде в России и нигде в Сибири и ее областях нет такого рабского поклонения богатству, как в Иркутске, и нигде так ярко не бросается чванство золотого мешка и его тщеславие, как именно в этом городе» [7, C. 12.].

Иван Иванович Попов писал, что Иркутск – это духовный центр Сибири, город высокой культуры, называет «одним из наиболее театральных и музыкальных городов России» [5, C. 72.]. Также он отмечает бурную общественную жизнь в городе, которая спала после русско-японской войны 1904-1905 годов и революции 1905 года. По окончанию войны город обеднел, изменился к худшему и уже произвел на И.И. Попова впечатление «пыльного и удушливого» [5, C. 322.].

Одним из лучших сибирских городов, как по внешнему виду, так и в культурном плане считал Иркутск Григорий Николаевич Потанин (1835-1920), сибирский географ, этнограф, публицист, фольклорист, ботаник, один из основателей сибирского областничества. Причин уникального положения Иркутска он выделяет три. Во-первых, благодаря расположению здесь генерал-губернатора Восточной Сибири из столицы в Иркутск присылался хороший подбор образованных чиновников: они «поднимали в местном обществе не только запросы внешней культуры, но и приучали его интересоваться и русской литературой, и вопросами общественной и государственной жизни» [6, С. 42]. Во-вторых, из всех сибирских городов именно Иркутск испытал на себе самое сильное и благотворное влияние интеллигентных ссыльных. В-третьих, «ни один из городов Сибири не мог похвастаться такой блестящей, просвещенной буржуазией» [6, С. 43]. Иркутские купцы, выезжавшие с товарами далеко в Европейскую часть России, попадали в среду другой культуры более высоких духовных запросов и часто получали там высшее образование. После чего купцы, повысившие культурный и образовательный уровень, начинали понимать ценность общественных учреждений и жертвовали на родине на них немалые средства, выращивали будущие поколения «просвещенных деятелей на поприще науки, литературы и общественной деятельности» [6, С. 43]. Слава замечательных иркутских купеческих династий гремела на всю Россию.

Теперь рассмотрим нравы, обычаи и качества характера сибиряков.

В первую очередь, нельзя обойти стороной тот факт, что большинство мемуаристов отмечали неграмотность подавляющего большинства населения Сибири. Это подтверждает Владимир Афанасьевич Обручев. Его постоянные весенне-летние разъезды дали ему богатый материал для исследования нравов и обычаев сибиряков. Он пишет, что восточносибирские жители, особенно крестьяне, не демонстрировали практически никаких «умственных интересов». Исключением были хромолитографии, приобретаемые крестьянами у бродячих коробейников и украшавшие стены в их домах. Грамотными считались те, кто умел читать и писать: у них на полочке под образами красовался календарь или «Жития святых». По словам Обручева, такие люди считались высокообразованными [4, C. 198.].

Жалуется на «повальную неграмотность» восточносибирского населения и Николай Васильевич Латкин (1832-1904), писатель, золотопромышленник, географ, автор книг по географии и статистике, работавший в золотодобывающей промышленности Енисейской губернии и Сибири, живший в Красноярске. В статье «Крестьяне Восточной Сибири» 1899 года он также сообщает о слабом просвещении и даже невежественности сибирских жителей. В этом Н.В. Латкин видит причину засилья суеверий и предрассудков, причем не только сельского, но и городского населения низших и средних классов: они верят в «…злых и добрых духов, оборотней, колдунов, во все чудесное, в леших, в волшебство, в приворотные зелья, в приметы…» [7, С. 87]. Правда, он отмечает и положительные качества: сибиряки были не обделены здравым умом и житейской рассудительностью. Также Латкин выделяет такие черты характера, присущие здешним жителям: трудолюбие, находчивость, смекалку, хитрость, плутоватость. Появление этих качеств у сибиряков он связывает с суровой обстановкой жизни: борьбой с природой, добыванием пропитания, выживанием в непростых климатических условиях и страх перед жестоким начальством. Неумолимая природа сделала сибиряков неразговорчивыми и сосредоточенными. Желание зажить благополучной жизнью, победить неблагоприятные обстоятельства развили у них корыстолюбие и склонность к кулачеству, скрытность и мстительность, своенравие и эгоистичность. В подтверждение этих слов Латкин приводит распространенную среди переселенцев поговорку: «Упрям и хитер как сибиряк» [7, С. 87].

Иван Иванович Попов тоже находит у сибиряков эгоистичные черты, но называет это сильно развитым индивидуализмом. В остальном он не сходится во мнении с Латкиным. И.И. Попов замечает у восточносибирских жителей умение постоять за себя, уважение к личности человека, поэтому сибиряки считали всех равными себе, включая начальственных лиц. Кроме того, Попов уверен, что сибиряки не были жестокими и всегда жили миром друг с другом.

Однако неизвестный автор в статье 1899 года «Деревенская жизнь в Восточной Сибири», напротив, находит нравы сибиряков жестокими потому, что все их материальное благополучие заключается только в личных качествах: трудолюбии, работоспособности, сноровке и, конечно же, удаче. Он считает, что общее правило: «Помогай себе сам» – привело к появлению и усилению таких черт характера, как недоверчивость и скрытность, а также повлияло на их манеру держаться в обществе. На людях «… сибиряки вообще молчаливы и даже угрюмы; поэтому в гостях, когда собираются не исключительно близкие родственники или знакомые, разговоры идут очень туго: гости налегают преимущественно на яства и пития. Особенно же выручают, в этих случаях кедровые орешки по справедливости называются «сибирским разговором» и составляют необходимую принадлежность всяких неделовых сношений сибиряков и сибирячек …» [7, С. 98].

Особые природно-климатические, экономические и социальные условия действительно вынуждали сибиряков вести большое, крепкое хозяйство, не тратить силы на мелкие дела и надеяться только на себя. Подтверждение находим у писателя прогрессивного краеведческого направления, этнографа Николая Семеновича Щукина (1792-1883): «Иркутяне жили хозяйственно и не тратили денег на удовольствия» [9, С. 12.]. Это основная причина того, что сельчане в Восточной Сибири жили более зажиточно, чем в Европейской части России. Другие причины сибирского кулачества выделяет Н.В. Латкин: «…земля добропорядочная и имеется в значительном количестве, лес тоже даровой, здесь нет еще лесничих, да и промыслов на стороне не мало» [7, С. 87].

В результате проведенного исследования выяснились некоторые составляющие мировоззрения сибиряков в конце XIX – начале XX века. Это, в первую очередь, образ Восточной Сибири, заложенный в картине мира ее жителей в конце XIX – начале XX века: необозримый край, полный неисчислимых природных богатств. Иркутск виделся сибирякам интеллектуальным городом высокой культуры, красивым внешне, но несколько тщеславным. Сами сибиряки конца XIX – начала XX века обладали такими качествами характера как хозяйственность, трудолюбие, находчивость, упрямство, хитрость, здоровый эгоизм. Они обладали здравым умом и смекалкой, умели постоять за себя, но уважали личность человека. В обществе сибиряки обычно держались замкнуто, скованно и не любили лишних разговоров.

Стоит отметить, что полученные результаты исследования отнюдь не являются исчерпывающими. Для достижения более полных выводов автор статьи продолжит работу в исследовании картины мира сибиряков, расширив круг мемуаров и подключив другие источники.

Автор - соискатель кафедры истории России Иркутского государственного университета.

Литература:

Википедия [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 24.10.2014).

Жидков В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.

Литературное наследство Сибири. – Т. 6 : сост. Н.Н. Яновский. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 336 с.

Обручев В.А. В старой Сибири : сб. ст., воспоминаний и писем 1888-1955 / В.А. Обручев. – Иркутск: Иркут. кн. изд-во, 1958. – 296 с.

Попов И.И. Забытые иркутские страницы : записки редактора / И.И. Попов ; подгот. текста, вступ. ст. и прил. Е.Д. Петряева. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. – 383 с.

Потанин Г.Н. Сибирские города // Земля Иркутская. – 1994. – № 2. – С. 41-45.

Русская земля (природа страны, население и его промыслы) : сб. для народ. чтения. – Спб.: Тип. Штаба Отд. корп. погран. стражи. – Т. 10 : Очерки Восточной Сибири / сост. И. Дроздов. – 1899. – 412 с.

Хренов Н.А. Русский Протей / Н.А. Хренов ; Фед. агентство по культуре и кинематогр. Рос. Фед., Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Алетейя, 2007. – 398 с.

Щукин Н. Народные увеселения в Иркутской губернии / Н. Щукин. – СПб.: [б. и.], 1868. – 18 с.

Новости Прибайкалья - теперь в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Екатерина Огородникова

© Babr24.com

ИсторияИркутск

4460

16.01.2015, 18:49

URL: http://babr24.net/irk/?IDE=132150

bytes: 16141 / 16127

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Екатерина Огородникова.

Другие статьи в рубрике "История" (Иркутск)

Иркутск. Губернатор. Часть 1

Это первая часть документального фильма "Губернатор" творческой команды интернет портала sibregion38.ru Всего за 2021г.предполагается выпустить пять документальных фильмов без комментариев, в которых зрителям будут представлены эксклюзивные видеокадры и фотографии Губернаторов Иркутской области Ю.

Максим Бакулев

ИсторияПолитикаЭкономика и бизнесИркутск

3174

01.03.2021

Транспортные пути и культурные связи: иркутские учёные исследовали древнюю сибирскую керамику

В Иркутской области на Качугско-Верхоленской стоянке в верховьях реки Лены ещё в прошлом веке была найдена неолитическая древняя стоянка - могильник Поповский луг. Территория оказалась очень богатой на древние артефакты - с 1966 по 2019 год было обнаружено более 10 000 фрагментов керамики.

Миша Ковальски

ИсторияНаука и технологииИркутск

2135

10.02.2021

Найдены детали, позволяющие разгадать тайны пирамиды Хеопса

Сотрудница шотландского университета в ходе разбора коллекций обнаружила пропавшие почти век тому назад фрагменты кедрового дерева, представляющие ценность. Фото с vsluh.

Есения Линней

ИсторияНаука и технологииМир

5645

29.12.2020

Слюдянские привидения: бывшее кладбище стало новой школой

Верите ли вы в привидения? Заброшенный ДК «Горняк». Построен на месте бывшего городского кладбища Местные жители рассказали журналистам Бабра о привидениях, которые не так давно обнаружили себя в районе старого кладбища и новой школы.

Роман Русских

ИсторияКультураОбществоИркутск Байкал

11916

06.10.2020

Польский заповедно-алкогольный фарс

С описываемой ситуацией журналисты Бабра столкнулись во время работы над многочисленными нарушениями в Байкальском биосферном заповеднике.

Лера Крышкина

ИсторияЭкологияРасследованияБурятия Иркутск Россия

41970

11.08.2020

Лариса Егорова заблудилась на войне?

Интересная публикация накануне Дня Победы появилась на фейсбучной странице лидера "Справедливой России" в Иркутской области, депутата регионального Заксобрания Ларисы Егоровой. В ней госпожа Егорова перечисляет всех родственников, так или иначе принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Лера Крышкина

ИсторияИркутск

5107

08.05.2020

Ян Жижка мёртв, а Швейк жив, или о том, как опасна дружба с ренегатами

Знаете, есть вещи, которые хороши просто сами по себе. Ровно до тех пор, пока ими не начали пользоваться. Вот пусть лучше стоят себе и радуют глаз.

Лера Крышкина

ИсторияОбществоИркутск Россия

11389

04.03.2020

Проданный на аукционе архив адмирала Колчака большей частью перейдёт в Россию

Семейный архив адмирала Колчака, выставленный на аукцион в Париже 21 ноября, продан за три миллиона евро. На торги были выставлены 394 предмета из коллекции, которая хранилась во Франции в семье вдовы адмирала Софьи Фёдоровны.

Андрей Воронецкий

ИсторияОбществоМир

6574

23.11.2019

Иркутск, 1938 год. До востребования

Далекий 1938 год. Каким он стал для нескольких сотен тысяч жителей Иркутской области? Документальный фильм Дмитрия Слободчикова о репрессиях в Иркутской области, по заказу АНО "Центр Гражданского Содействия". Просто посмотрите.

Лера Крышкина

ИсторияИркутск

17787

06.11.2019

28 июля: как убили Русь изначальную

28 июля в современной России празднуется как годовщина Крещения Руси. Как водится, малообразованные граждане в соцсетях вовсю поздравляют себя с этим праздником, а на федеральных телеканалах несут оголтелую чушь. Между тем дата эта не просто весьма сомнительна, но даже трагична.

Лера Крышкина

ИсторияРелигияМир

17910

28.07.2019

Блогнот. В память о жертвах политических репрессий коммунистического периода в Иркутске установят Кубик Рубика

Об этом официально сообщается на сайте "Глагол. Иркутское Обозрение". Автор публикации не указан, а жаль... Ниже я приведу публикацию "Глагола" целиком, но позволю себе снабдить её несколькими собственными комментариями и вопросами, на которые лично у меня так и нет ответа.

Роман Днепровский

ИсторияОбществоИркутск

6525

26.07.2019

10 лет назад погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский

10 мая 2009 года при крушении вертолета погиб губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Катастрофа сразу была окружена таким количеством лжи, что истинные причины происшествия выяснились лишь спустя месяцы.

Лера Крышкина

ИсторияПроисшествияИркутск

11067

10.05.2019

Лица Сибири

Киреев Владимир

Калинин Алексей

Люстрицкий Дмитрий

Аблов Анатолий

Дмитриев Дмитрий

Резник Илья

Пламеневский Владимир

Садовская Марина

Барташов Александр

Белых Леонид