Артур Скальский

© Babr24.com

ПрибайкальеИркутск

3912

11.03.2013, 00:37

РепринтЪ: Область забыла свое героическое прошлое

10 лет назад, в марте 2003 года, Бабр писал:

"В свое время, лет этак сто назад, в Иркутской губернии революционеров было полным-полно. Сотрудники царской охранки ссылали сюда разных неблагонадежных граждан, дабы они охладились в суровом сибирском климате и не занимались более разной ерундой.

После того как эти революционеры совершили задуманное, а именно организовали революцию, места их поселения стали восприниматься потомками как некие святыни. На домах вешали доски, сюда водили школьников, дабы они воспитывались исключительно на героических примерах революционного прошлого, по деревням и селам собирали вещи, которых касались руки политссыльных, и эти вещи торжественно перевозились в музеи.

И вот все закончилось. Оказалось, что революция была плохой, а революционеры, соответственно, вредными. Дома-музеи героев революции пришли в полный упадок. Попытки журналистов "СМ Номер один" проследить судьбу недавних святынь завершились ничем. Практически везде на территории области последние напоминания о революционерах-большевиках, равно как и о революционерах-меньшевиках и эсерах, стираются из народной памяти.

Дом-музей Фрунзе продадут под дачу бизнесмену

С 1970 года в селе Манзурка Качугского района работал музей Михаила Васильевича Фрунзе. Создавали его тогда сами школьники в доме, где в 1914–1915 годах жил революционер. Поразительно, но Фрунзе уехал из Манзурки в 1915 году, а местные жители по 1970 год хранили кровать Фрунзе, шкаф для книг, который он сам смастерил, стамеску, верстак. Сильно им полюбился сосланный революционер.

В музей, созданный школьниками, потянулись местные жители, студенты из Иркутска, учителя истории из области и даже комиссии из Москвы. Вся мебель в том доме оставалась такой же, как когда-то ее оставил революционер. Всю работу в музее ребята и учителя проводили на общественных началах.

– Я устала работать в музее просто так. Топить печи, убираться, призывать детей помочь мне, возникла проблема с отоплением, – рассказывает бывший экскурсовод, учитель истории Светлана Колтунова.

Получилось так, что музей просто перестал быть нужен кому-либо. Местная ребятня, по словам жителей, стала залазить в музей, выносить что попригоднее, для потехи ломать полы, разбивать стекла.

Сегодня то, что осталось, приняла детская библиотека. У них находятся уцелевшие вещи. О том, что когда-то в Манзурке жил Фрунзе, сегодняшних школьников интересует мало. Даже те экспонаты, которые остались в детской библиотеке, вряд ли имеют какую-то ценность. Сам дом стоит разрушенный. Недавно по деревни прокатился слух, что какой-то иркутский бизнесмен собирается купить его и перевести себе под дачу.

Ксения Потапова

Дом революционера Федосеева заброшен и завален снегом

Из всех сел в Качугском районе у Верхоленска, бывшего уездного города на берегу Лены, самая яркая революционная биография. Отсюда в 1902 году совершил побег приговоренный к ссылке в Вилюйск Феликс Дзержинский. В двухэтажном доме на центральной улице некоторое время жил Лев Троцкий. После поражения революции 1905–1907 годов в Верхоленске находились около 170 политических ссыльных, в том числе Михаил Фрунзе и Валериан Куйбышев.

"Человек кристальной чистоты"

Вдали от собратьев по борьбе томился здесь и сосланный в далекую Сибирь романтик революции 27-летний Николай Евграфович Федосеев – один из первых марксистов России, единомышленник Ленина. Николай вел активную переписку с вождем пролетариата, но встретиться им так и не довелось. Федосеев в Верхоленске был первым революционным марксистом со значительным прошлым революционной работы, испытавшим многочисленные царские тюрьмы, этапы и ссылки.

В свое время Ленин характеризовал Федосеева как человека кристальной чистоты, пользующегося необычайной симпатией людей, его знавших: выдающийся ум, незаурядная эрудиция в сочетании с глубоким научным мышлением.

Чистота помыслов и поступков, высокий моральный облик Федосеева были живым укором людям с нечистой совестью. Начиная с пересыльной тюрьмы он подвергался травле со стороны некоторых ссыльных, мелких интриганов. Они клеймили позором Федосеева за то, что он, будучи старостой этапной партии, якобы забрал 200 рублей общих денег и связался в пути с духоборами, а теперь преклоняется перед ними, предав забвению революционные идеи.

И хотя товарищеским судом политссыльных интриганы были обвинены в сознательной клевете, болезненно щепетильный Федосеев совершенно перестал принимать какую бы то ни было материальную помощь со стороны. Существовал на казенное пособие в 9 рублей 50 копеек в месяц, половину из которых платил за комнату. Голодал, жил в нетопленой избе. Все это пагубно отражалось на здоровье Федосеева. Силы его угасали, он уже не мог работать. 22 июня 1898 года доведенный тяжелой болезнью до полного физического и душевного изнеможения Федосеев выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством. Вслед за этим свершилось и другое трагическое событие – 18 июля 1898 года М.Г.Гопфенгауз, невеста Федосеева, застрелилась в Архангельске, узнав о его гибели.

Где жил Федосеев?

Верхоленская средняя школа славится музеем, где собрано множество исторических экспонатов. Одну из стен музея занимает стенд о Николае Федосееве. Фотографии марксиста у музея не было, пока ее не подарили студенты Иркутского университета, жившие летом в 70-х годах в Верхоленске.

Есть в музее снимки крестьянской избы, где снимал угол политссыльный Федосеев, и усадьбы, из которой хоронили революционера.

Столовую, в которой кормились политссыльные в 1897–1898 годах, я нашла быстро – это дом по улице Пуляевского. В память об этом – мемориальная доска. 92-летняя хозяйка Елизавета Меркульевна Пермякова не смогла объяснить, в каком из домов поселка жил Федосеев, и выдвинула свою версию: "Федосеев не имел постоянного места жительства, потому что скрывался".

Жители села, которых я спрашивала о доме Федосеевых, путались в объяснениях. Зачастую их информация была противоречивой. Наконец, после долгих поисков, я все-таки отыскала дом, где жил ссыльный Федосеев. В ограде одной из усадеб стоял старый крестьянский дом, почему-то с плоской крышей и маленькими квадратными окошками. Построен он был из круглого леса лет эдак 150 назад.

Поднимаюсь по заснеженным ступенькам крыльца – дверь легко открывается. Стекла из рам выбиты, сквозняк. Брошенный дом, как и человек, вызывает жалость и уныние. Кто-то, покинув жилище, оставил после себя ненужную утварь и мусор. Конечно, ни о какой памятной доске здесь и речи нет...

Но нельзя сказать, что о Федосееве вовсе забыли. К 100-летию со дня рождения марксиста на сельском кладбище был установлен памятник Николаю Федосееву. Автор памятника – иркутский скульптор Светлана Таволжанская. Алексей Шеметов из Верхоленска написал книгу "Вальдшнепы над тюрьмой" – о жизни и революционной деятельности Федосеева.

Людмила Житова

В Усть-Куте стесняются Троцкого и Орджоникидзе

Вплоть до 1917 года в Усть-Куте проживала достаточно большая (до 70 человек) колония ссыльных самых разных партий и течений: меньшевики, большевики, эсеры и так далее. Интересно, что жили они очень дружно, несмотря на свои политические разногласия. Ссыльные, отправленные в Усть-Кут раньше, всегда заботились о вновь прибывших: заранее снимали им жилье – как правило, в домах-пятистенках.

Примерно в 1912 году на окраине села была организована столовая, что явилось для ссыльных большой радостью. Деньги на нее дал один из сосланных, которому родственники прислали 600 рублей (по тем временам очень большие деньги). Работал в столовой один из ссыльных, который и жил при ней вместе со своей женой. Местные крестьянки научили "политического пекаря" стряпать хлеб, который получался всегда очень вкусным и душистым. Из мяса ссыльные покупали медвежатину. Местные жители ее не ели, зато охотно продавали ссыльным.

Из самых известных революционеров в Усть-Куте ссылку отбывал Лев Давыдович Троцкий. Жил он в доме усть-кутского крестьянина и занимал вторую половину пятистенка. По некоторым пока неподтвержденным данным, был он в Усть-Куте дважды. Однако совершенно точно известно, что первый раз это было с 1900 по 1901 год. Жил Троцкий в Усть-Куте вместе с женой и детьми, частенько ходил чаевничат" к хозяину дома. Как вспоминали старожилы, "приблизительно в 1925 году, когда Троцкий был еще в силе, приезжала в Усть-Кут съемочная группа, снимали стариков Макрыгиных, у которых и жил Троцкий.

Однако в последующие годы это имя старались вычеркнуть из истории. А потому и в Усть-Куте о нем немного говорили. Однако истинные краеведы не могли обойти факт пребывания этого человека в селе Усть-Кут и записали некоторые воспоминания о нем. Только в музее школы N 9 да в книге, которую издали школьники под руководством своего наставника Светланы Пшенниковой, сохранился снимок дома, где жил Лев Давыдович Троцкий. Сейчас этого дома уже нет.

Еще один известный революционер – Серго Орджоникидзе – был в Усть-Куте, следуя проездом в якутскую ссылку в 1917-м. Он останавливался в Усть-Куте, ожидая пароход до Якутска. Было лето, и Орджоникидзе предпочитал проводить ночь в амбаре. В благодарность за гостеприимство он подарил хозяевам сундучок кавказской работы.

Раньше на доме, где останавливался Орджоникидзе, висела мемориальная доска. Однако по какой-то причине нынешние хозяева не захотели, чтобы их дом отличался от других, и сняли памятную доску.

Ольга Машукова

Директор братского музея переписывалась с сыном революционера Рябикова

Торжественное открытие Дома-музея политической ссылки в Братске состоялось в декабре 1989 года. Первая выставка называлась "История политической ссылки в селе Братск-Острожное и Братском районе". Рассказывала она обо всех политссыльных начиная с протопопа Аввакума и заканчивая узниками Озерлага. Но в те годы материала на эту тему было еще недостаточно, да и люди боялись говорить откровенно.

В октябре 1992 года эту выставку сменила вторая – "Судьбы узников ГУЛАГа", знакомившая с известными репрессированными, сосланными в Сибирь из разных городов: певица Лидия Русланова, ее муж генерал Крюков, поэт А.Жигулин и др.

К сожалению, в музее пока нет экспозиций, посвященных революционерам, но о них накоплен довольно большой материал, хранящийся в фондах Братского городского объединенного музея. В будущем планируется его выставлять, но и сейчас он востребован – с ним работают, собирают новые документы, обрабатывают старые. На его основе читаются лекции, проводятся встречи со школьниками, часть публикуется в СМИ.

В этом году сотрудники музея отметят еще одной выставкой знаменательную дату – в 1913 году, ровно 90 лет назад, в этом доме ссыльным большевиком Валентином Рябиковым вместе с активистами села Братск М.Е.Карповым, Я.Н.Юриным и Я.М.Оседловым были организованы музей и читальня.

Бывший директор музея Л.А.Шевгенина переписывалась с сыном Валентина Рябикова, ездила в Москву, благодаря чему в Братске теперь есть архив, вещи, документы революционера, открывшего в Братске краеведческий музей, избу-читальню, кредитное товарищество, потребительскую лавку.

Людмила Вржежевская

Комментарий

Ответственного за судьбу революционных музеев нет

– Мы отвечаем только за муниципальные музеи, остальные музеи целиком ведомственные, – рассказала корреспонденту "СМ Номер один" Галина Романенко, ведущий специалист областного комитета по культуре. – Ни один из так называемых революционных музеев нам не подчиняется, мы не ведем по ним отчетность. Почти в каждом районе области есть краеведческие музеи, которые и работают с этими учреждениями культуры."

Артур Скальский

© Babr24.com

ПрибайкальеИркутск

3912

11.03.2013, 00:37

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=112921

bytes: 11650 / 11527

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Лица Сибири

Сорокина Наталья

Тюменев Олег

Гайдукова Евгения

Захаров Руслан

Алдаров Кузьма

Хохолков Николай

Гук Денис

Красноштанов Александр

Сандаков Яков

Корк Бертольд