Сергей Басаев

© Babr24.com

 Источник: ARD

ОбществоПолитикаБурятия

22106

29.04.2016, 16:50

Первое в России дело бурятского "панмонголиста"

В Улан-Удэ продолжается следствие по делу бурятского блогера Владимира Хагдаева, подозреваемого в публикации в Сети экстремистских призывов. О характере своих высказываний АРДу рассказал сам "сепаратист".

на фото: Владимир Хагдаев, подозреваемый в "сепаратизме"

33-летний сегодня Владимир Хагдаев живет в одном из отдаленных микрорайонов Улан-Удэ. Официально он "временно не работающий", на жизнь зарабатывает, ремонтируя чужие авто в гараже, расположенном в цокольном этаже своего дома. Недоучившийся в Иркутском техническом университете Владимир опрятно одевается, ведет здоровый образ жизни, играет в настольный теннис, увлекается единоборствами.

Обыск в гараже

Месяц назад, 27 марта 2016 года, в его доме был обыск, который провели оперативники и следователи Управления ФСБ России по Бурятии. В ходе этого продолжительного по времени обыска сотрудники госбезопасности изъяли компьютер Владимира, жесткие диски, флеш-карты, тетради с личными записями, смартфон.

Кроме того, в гараже участники обыска обнаружили металлическую чашку с небольшим количеством "травянистой массы зеленого цвета", впоследствии оказавшейся гашишным маслом, или "маслом каннабиса" (так называемой "химкой"), а также два полиэтиленовых пакета с "травянистой массой в сухом виде с запахом травы". В одном пакете оказались буддистские благовония (арса), а в другом - опять же каннабис, или марихуана общей массой более 200 грамм.

По результатам обыска, который проводился в рамках расследования по уголовному делу о "публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации с использованием сети Интернет" (часть 2 статьи 280.1 Уголовного кодекса РФ), было возбуждено еще одно уголовное дело. На этот раз по 228-й статье УК России ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов").

Что же искали в доме Владимира Хагдаева оперативники и с чем связано первое в Бурятии "экстремистское дело", заведенное здесь по относительно новой для России "крутой" статье (ст. 280.1 УК РФ)? Напомним, что она начала применяться в нашей стране с начала 2014 года, после присоединения Крыма к России.

И что реально может грозить очередному (после "скинхеда" Сергея Рябова, членов "Демсоюза" Татьяны Стецуры и Надежды Низовкиной, а также "тролля" Зуртана Халтарова) "бурятскому экстремисту" Владимиру Хагдаеву, воспитывающему в настоящее время трех своих малолетних детей и заботящемуся о престарелой бабушке?

О культурном панмонголизме

Небольшое отступление. Для начала придется опровергнуть уже разошедшуюся в блогосфере "инфу" о том, что в Бурятии "эфэсбэшники преследуют блогера за панмонголизм".

Как констатировали в Управлении ФСБ по Бурятии, такой статьи "за панмонголизм" в России не существует, а сам панмонголизм, как идейно-политическое или историко-культурное течение, не является запрещенной в нашей стране идеологией. Такой как, например, идеология нацизма (фашизма), расизма, некоторых видов религиозного экстремизма.

Кстати, АРД не раз рассказывал об истории панмонголизма и биографиях его идейных лидеров Цыбена Жамцарано и Элбэка Ринчино, чья политическая деятельность оказала решающее влияние на формирование государственности монгольских народов. В том числе, на образование современного Монгольского государства (МНР, Государства Монголия, или Монгол Улс) и получение им независимости, а также и на создание автономии бурят (бурят-монголов) в России. В последнем случае имеется ввиду образование сначала двух Бурят-Монгольских автономных областей в РСФСР и ДВР, а затем и слияния их в одну Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР.

на фото: Цыбен Жамцарано

Кроме того, те же "культурные панмонголисты" Цыбен Жамцарано, Михаил Богданов, Базар Барадийн, Гомбожаб Цыбиков приложили много усилий к сохранению, изучению в традициях европейской науки и широкой популяризации в разных странах культурного наследия монгольских народов - традиций монгольской письменности, ее исторических, философских, литературных и религиозных источников, богатого фольклора и традиций материальной культуры.

Нужно сказать, что возникший как идейное течение в конце XIX - начале XX века панмонголизм (и культурный, и политический) исторически был всегда нелоялен, можно сказать, враждебен по отношению к влиянию Китая, представляющему в сознании монгольских народов главную угрозу существованию монгольской государственности, культуры и самой идентичности. Эту особенность панмонголизма учитывали политики как в России, так и позже в Японии.

О политическом панмонголизме

Еще в начале XX века Азиатский департамент российского МИДа брал на вооружение политическую доктрину известного в России и за рубежом дипломата Петра Бадмаева, направленную на расширение влияния России в Китае и зависимых от него странах - Монголии, Восточном Туркестане, Маньчжурии и Тибете. "Птенцы гнезда" Петра Бадмаева, обучавшиеся в его гимназии, в поддерживаемых им светских и религиозных школах и университетах (Цыбен Жамцарано, Базар Барадийн, Гомбожаб Цыбиков, Агван Доржиев и другие), многое сделали для того, чтобы Внешняя Монголия (до нынешнего времени) и Тибет (на какое-то время) оказались в сфере влияния России.

на фото: Петр Бадмаев (второй справа в верхнем ряду) со своими “птенцами”

Как известно, в начале XX века на территории Внешней Монголии при помощи России было восстановлено независимое от Китая Монгольское государство, признанное после II-й мировой войны всем международным сообществом. Одним из инструментов такой политики был, в частности, и панмонголизм, проповедующий политическое и культурное единство монгольских народов, - халха и дербетов на востоке, ойратов на западе, торгутов и хорчинов на юге, бурят на севере так называемой "монголосферы", или "монгольского мира". Или того, что от него осталось.

на фото: Элбэк-Доржи Ринчино

Вслед за Россией использовать панмонголизм как инструмент своего политического влияния пыталась (безуспешно) и Япония, строившая в 1919-1920 годах неудавшийся проект "Великого Монгольского государства" (Их Монгол Улс) во главе с религиозным лидером Внутренней Монголии Нэйсэ Гэгэном.

Кроме того, со стороны Японии в 1936-1945 годах была оказана помощь в создании монгольского марионеточного прояпонского государства Мэнцзян на территории центральной части относившейся к Китаю Внутренней Монголии. После поражения Японии в 1945 году Государство Мэнцзян было упразднено, а Внутренняя Монголия осталась в составе Китая.

В период активности Японии на внешнеполитической арене в Азии во второй половине 30-х годов XX века панмонголизм в СССР перешел из разряда "прогрессивных национально-освободительных движений" в разряд "буржуазно-националистических течений на службе японского милитаризма". Кроме настоящих панмонголистов (например, Цыбена Жамцарано и Элбэка Ринчино) в "панмонголизме" были обвинены и осуждены многие тогдашние руководители Советской Бурят-Монголии, включая лидера республики, первого секретаря Бурят-Монгольского обкома ВКП (б) Михея Ербанова.

В дальнейшем обвинение в принадлежности к панмонголизму (исторически, напомним, лояльному к России, СССР) иногда использовалось в том числе и как политическое обвинение. Как правило, неудобный ярлык "панмонголизма" советские политические и культурные деятели Бурятии пытались навесить на своих карьерных оппонентов во внутренних номенклатурных "разборках". Реальных же уголовных или политических дел по панмонголизму с конца сталинских времен в Бурятии не было.

Под ником "Чингис Булгадаев"

Таким образом, и нынешнее дело подозреваемого в призывах к экстремизму жителя Улан-Удэ Владимира Хагдаева не стоит рассматривать как "дело по панмонголизму". Как говорится, “мухи отдельно – котлеты отдельно”.

Как выяснилось, за его высказываниями в Интернете сотрудники ФСБ следили с 2014 года. Речь идет о нескольких общедоступных страницах в социальной сети "ВКонтакте", администратором которых является Владимир Хагдаев, пользующийся ник-нэймом (псевдонимом) "Чингис Булгадаев".

Сегодня точно не известно, за какие конкретно высказывания на этих страницах началось уголовное преследование блогера. Ссылаясь на тайну следствия, сотрудники правоохранительных органов пока не раскрывают существо дела, ограничившись общей оценкой действий подозреваемого.

- По мнению следствия, Владимир Хагдаев в одной из социальных сетей в сети Интернет осуществлял призывы к вооруженному восстанию в целях отделения Бурятии от России, к гражданской войне в России и к поддержке США в случае их вмешательства в эту войну, - сообщил АРД близкий к следствию источник в правоохранительных органах. - Имели место призывы к созданию партизанских отрядов, к подрывной деятельности на территории Бурятии в целях отделения республики. Все это подозреваемый связывает с тем, что представители Монголии поддержат это движение. То есть, в его высказываниях рассматриваются возможные силовые сценарии будущих событий в Бурятии. Кроме того, имели место высказывания, умаляющие роль всего народа нашей страны в Победе в Великой Отечественной войне.

на фото: пример материалов на странице Владимира Хагдаева

По словам источника, опубликовать конкретную фактологию дела и примеры "экстремистских" высказываний следствие сможет только после передачи дела в суд. Перед проведением обыска в доме Владимира Хагдаева следствие представило примеры высказываний его "подопечного" на лингвистическую экспертизу. В составлении официального заключения о наличии в этих высказываниях признаков экстремизма участвовали эксперты из Забайкальской лаборатории судебной экспертизы и привлеченные эксперты-филологи из Бурятского госуниверситета.

Бурная молодость

По мнению правоохранителей, о некоей общественной опасности Владимира Хагдаева может говорить и его прошлое. Оказывается, он уже несколько раз привлекался к уголовной ответственности, получая условные сроки заключения.

В частности, в ноябре 1998 года еще в школе в возрасте 16 лет Владимир Хагдаев был осужден Октябрьским районным судом Улан-Удэ за кражу (ч. 2, ст. 158 УК РФ) к трем годам лишения свободы условно. Через два года, в феврале 2000 году Куйбышевский РОВД города Иркутска возбудил на него уголовное дело по той же 158-й статье, которое было через четыре месяца прекращено.

В 2002 году Свердловский районный суд Иркутска осудил студента Иркутского технического университета Владимира Хагдаева на два года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год по "наркотической" 228-й статье Уголовного кодекса России. За хранение небольшого количества каннабиса (марихуаны). В том же 2002 году Свердловским РУВД города Иркутска на него было возбуждено уголовное дело по статье 119 УК РФ ("Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью"), которое прекратили "в связи с примирением сторон".

По словам самого Владимира Хагдаева, эти "грехи молодости" были совершены им "по глупости". В первом случае судимость была связана с кражей из киоска нескольких шоколадок, а во втором случае, - с каннабисом, - он взял чей-то "баш дури" (небольшое количество гашиша) на себя. Затем, в 2003 году, его после драки на территории студгородка отчислили с третьего курса университета "за нарушение правил проживания в общежитии".

По настоящему опасные действия со стороны Владимира Хагдаева были совершены им в 2006 году, когда он был осужден Эхирит-Булагатским районным судом Иркутской области на пять лет лишения свободы условно с испытательным сроком на все пять лет по ч. 1 ст. 119 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровья"). Как сказал Владимир, он и его знакомый в поселке Усть-Ордынский "избили пьяного мужика, который их оскорблял". Но и тогда все ограничилось для него условным сроком.

С тех пор Владимир взялся за ум, перестал, по его словам, употреблять алкоголь и легкие наркотики. Последний раз он пил пиво приблизительно в 2008 году. Главным его хобби стал Интернет.

Жизнь в Сети

Сейчас Владимир - администратор нескольких сообществ "ВКонтакте" (группы "Шоно", "Ара Монгол") и "Фейсбуке" ("Ара монголчуудын "Шоно" холбоо") и личных страниц (под собственным именем и псевдонимом) в этих социальных сетях. После объединения Усть-Ордынского Бурятского округа с Иркутской областью, которое произошло в 2008 году и решающим образом повлияло на его мировоззрение, главной для публикаций Владимира стала национальная тема.

Он переехал из Усть-Орды в Улан-Удэ и сейчас "постит" в Сети много материалов по истории и культуре монгольских народов, высказывается с позиций бурятского националиста по текущим политическим темам, касающимся Бурятии и Монголии. В частности, среди этих материалов достаточно много ссылок или прямых цитат из монографии "Присоединение Бурятии к России: история, право, политика" бывшего президента Конгресса бурятского народа и бывшего вице-президента Всебурятской ассоциации культуры (ВАРК), а ныне политэмигранта Владимира Хамутаева.

- Я вижу, что нам, бурятам, какую-то другую историю преподносят. Этот придуманный вариант истории преподают в школах, университетах, - говорит Владимир Хагдаев. - Я не знаю, что такое "панмонголизм", о котором говорят в связи с моим делом. Возможно, у меня недостаточно каких-то исторических или теоретических знаний об этом. Но я уже не могу смотреть на то, в каком состоянии сейчас находится наш народ, наш родной язык. Поэтому я выступаю за трезвый образ жизни, за реформирование языка на основе старомонгольской письменности, за то, чтобы мы, буряты, находились в едином культурном пространстве со своим ближайшим родственным народом, монголами. В этом смысле, может быть, я за культурный панмонголизм.

Как можно понять из материалов Владимира Хагдаева, размещенных на тех страницах в Сети, которые не заблокированы еще Роскомнадзором и прокуратурой, он часто высказывается достаточно резко, как говорится, на грани фола.

Но как считают эксперты Забайкальской лаборатории судебной экспертизы, в ряде случаев его высказывания перешли эту грань. Поэтому они трактуются экспертами как "экстремистские". Это же может найти подтверждение в материалах его уголовного дела (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ), которые, напомним, пока не раскрываются в прессе.

Итак, что же "шьют" Владимиру Хагдаеву? И о чем это: "призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России"?

В чем экстремизм?

- Во время беседы со следователем он показывал мне несколько скриншотов с моими постами. Их у него целая папка. Упоминал и одну из моих фантазий, или, скажем так, возможных сценариев развития событий в России. Я не могу сейчас точно воспроизвести на память это мое выражение, но примерно оно звучит так. Там говорится о том, что, когда в России возникнет трудная социально-экономическая ситуация, гражданская война или какие-то беспорядки, хаос, то президент Монголии Элбэгдорж под эгидой ООН может ввести сюда, в Бурятию, миротворческие силы для защиты гражданского населения. В этом случае, якобы, делом настоящих бурят будет взять под контроль хотя бы воинскую часть на “Дивизке” (станция Дивизионная - АРД) или в Сосновом бору. Может быть, именно этот пост они (сотрудники правоохранительных органов - АРД) сочли "призывами"? Я не знаю, что здесь сказать...

К конкретным обвинениям, по мнению Владимира Хагдаева, возможно, относится и публикация им некоей географической карты, иллюстрирующей эту "фантазию". На карте (скриншот с нее тоже сделан следствием) восточные регионы России и Китая закрашены флагами трех стран - США (Чукотка, Камчатка, Якутия), Японии (Дальний Восток России, Маньчжурия) и Монголии (Бурятия, части Иркутской области и Забайкальского края, Внутренняя Монголия).

Из результатов довольно продолжительной беседы корреспондента АРД с Владимиром Хагдаевым можно заключить, что кроме этого на рассмотрение суда как "экстремистские" могут быть представлены следующие комментарии на форумах в сети "ВКонтакте": "Долой Россию!", "Смерть китайцам!", "Убери руки, мангадяра!".

на фото: пост на странице “Чингиса Булгадаева”

Последний комментарий, впрочем, может быть отнесен не конкретно к представителям русской национальности, а обобщенно к, так сказать, "демоническим" личностям. Напомним, что в переводе в бурятского языка слово "мангадхай" означает "чудовище", "демоническое существо". Хотя вульгаризированное выражение "мангадяра" может трактоваться и как производное от пренебрежительного обозначения "мангадууд" по отношению к русским, которое ограниченно (в закрытых сообществах, на бытовом уровне) употреблялось до революции в России среди западных иркутских бурят.

Что касается, второго комментария о китайцах, то за это лучше судить в Китае. К тому же, здесь необходимо рассмотреть и контекст обсуждения. Впрочем, это относится вообще к любым высказываниям, если такой контекст существует.

Пока эти (возможно, неточные) комментарии Владимира Хагдаева вместе с текстами обсуждения на форумах еще не занесены судом в федеральный список экстремистских материалов. О каких-то других примерах своих высказываний, которые могли бы сойти за призывы к насильственным действиям, вооруженному восстанию, актам вандализма и прочим экстремистским действиям, и за которые в России можно попасть под суд, Владимир вспомнить не мог. Эти, по его мнению, были самыми резкими.

Впрочем, обо всем этом можно говорить пока только в предположительном плане. Поскольку примеры конкретных высказываний Владимира Хагдаева следствие пока не раскрывает.

Неожиданный поворот

О тактике своей защиты Владимир Хагдаев говорит неуверенно, поскольку еще не определился персонально с тем адвокатом, который будет его защищать в суде. По информации известного в Бурятии правозащитника Доржо Дугарова, был возможен вариант привлечения к процессу Хагдаева квалифицированного, международного уровня адвоката из транснациональной правозащитной организации "Международная амнистия" (Amnesty International). Также намечалось широкое освещение в международной и российской прессе (об обыске в доме Хагдаева сообщило уже несколько русскоязычных ресурсов за пределами Бурятии), грозившее превратить "дело о панмонголизме" в международный скандал.

Однако вчера на своей частично заблокированной странице "Чингис Булгадаев" в соцсети "Вконтакте" (сейчас доступна только мобильная версия страницы) Владимир Хагдаев разразился гневным постом в адрес Доржо Дугарова и Зуртана Халтарова, которые, якобы, "провоцируют" его на радикальные действия.

на фото: блогеры Владимир Хагдаев (слева) и Зуртан Халтаров в Улан-Удэ на фоне портрета Чингисхана

- Больше всего меня "всбесило", когда этот Доржо предложил мне бежать из страны, зная, что я нахожусь под подпиской. Предлагал какие-то сказочные варианты, будто у него есть знакомый генерал монгольской армии, который встретит меня на той стороне границы, но до границы мы должны ехать обязательно на моей машине))) Будто он знает бывшего премьер-министра Бямбасурена. Там меня сопроводят до американского посольства и ЭВАКУИРУЮТ)) на военном самолете. ...Бесит то, что они прекрасно видят, я один воспитываю троих детей и ухаживаю за старенькой бабушкой, - написано на странице "Чингиса Булгадаева" (Орфография и пунктуация сохранены - АРД).

на фото: страница Владимира Хагдаева (”Чингис Булгадаев”) в соцсети “ВКонтакте”

Сам Владимир Хагдаев сейчас недоступен для комментариев, его мобильный телефон отключен.

По словам правозащитника Доржо Дугарова, "Amnesty International" и другие правозащитные организации (Фонд "Агора", "Русь Сидящая", Центр "Мемориал", американская некоммерческая организация "People In Need") действительно обратили внимание на это дело и были готовы в полном объеме оказать поддержку Владимиру Хагдаеву, а журналист Андрей Васильев готовил интервью по скайпу с ним на "Голосе Америки". На данный момент все эти действия прекращены. Доржо Дугаров сообщил о том, что “отозвал кейсы из международных правозащитных организаций”.

на фото: Доржо Дугаров, правозащитник

- Теперь Володя будет защищаться сам, это его право, – говорит Доржо Дугаров. – Что касается Бямбсурена, то еще мой отец был знаком с Бямбсуреном, а в 2006 году я ездил специально на встречу с ним и передал ему лично в руки письмо от бурятской правозащитной организации "Эрхэ". Высокопоставленный военный - это один из моих однокурсников по Монгольскому госуниверситету, с которыми я поддерживаю контакты. Вообще, эвакуация - это стандартный резервный ход в тех случаях, когда человека, преследуемого в своей стране по политическим мотивам, не удается спасти от тюремного заключения. Например, нечто подобное было задействовано нами для эмиграции Владимира Андреевича Хамутаева, правда в меньших масштабах, и других бурятских эмигрантов последних лет. А военный самолет, это конечно, фантазия "фигуранта". Речь шла о билете на самолет...

Рассмотрят в особом порядке?

Таким образом, пока не ясно то, состоится ли вообще открытый процесс с публичным рассмотрением существа дела и судебными прениями сторон защиты и обвинения. Поскольку сегодня возможен вариант рассмотрения дела в суде "в особом порядке".

Суть такого порядка заключается в согласии обвиняемого с выводами следствия, когда он признает свою вину без соревновательного процесса между сторонами защиты и обвинения . При этом существо дело на суде на раскрывается, показания свидетелей не озвучиваются, сами свидетели на судебный процесс не вызываются, а суд (если признает обвиняемого виновным), сразу же приступает к оглашению приговора.

Так в свое время в Улан-Удэ прошел судебный процесс "скинхеда" Сергея Рябова, получившего по "разжигающей" 282-й статье наказание в виде одного года лишения свободы условно. Возможно, что и Владимир Хагдаев согласится на такой вариант. Тогда сторона обвинения на будущем судебном процессе, вероятно, будет просить у суда минимально возможное наказание для него. В том числе, условный срок.

Напомним, что часть 2 статьи 280.1 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет") предполагает наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо лишения свободы на срок до пяти лет.

Но при этом Владимир Хагдаев может лишиться права оспаривать решение районного суда в вышестоящих инстанциях, - Верховном суде Бурятии и Верховном суде России, - а также возможности добиваться в судебном порядке решения в свою пользу. То есть, доказывать в суде свою невиновность.

Что с каннабисом?

Что же касается уголовного дела по 228-й статье (о наркотиках), то сегодня Владимир Хагдаев заявляет о том, что "не знает, откуда они взялись". Он сомневается в том, что наркотики ему подбросили оперативники в ходе обыска. Судя по тому, в каком виде нашли "траву" в гараже у Хагдаева ("химка" в той же чашке, в которой ее варили!), трудно представить, чтобы наркотики мог подбросить кто-то из оперативников. Так действительно пока еще никому наркотики не подбрасывали.

По своим религиозным взглядам Владимир Хагдаев считает себя шаманистом, приверженцем добуддистской религии бурят. Его родной дядя, знаменитый бурятский шаман с острова Ольхон Валентин Хагдаев, сегодня, наверное, молится за своего племянника.

О том, как будут разворачиваться дальше события в деле "сепаратиста" Владимира Хагдаева, мы, возможно, узнаем в ближайшее время. В любом случае для активных в Сети представителей молодежи, далеко не всегда оставляющих там взвешенные суждения, в частности, на тему межэтнических, межрелигиозных отношений, это дело, возможно, станет уроком, заставит задуматься. “Родина знает, Родина слышит”?

Фото: Сергей Басаев

Сергей Басаев

© Babr24.com

 Источник: ARD

ОбществоПолитикаБурятия

22106

29.04.2016, 16:50

URL: https://babr24.net/bur/?IDE=144637

bytes: 25187 / 23547

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Сергей Басаев.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Бурятия)

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а также центром образования и культуры. Красные юрты – это настоящий символ новой эры в жизни кочевых народов.

Есения Линней

ОбществоПолитикаИсторияБурятия Россия

17819

08.03.2024

Нам пишут. Клоповник «Черчилль» в Улан-Удэ: самый дорогой вагон-ресторан в России

Напротив мэрии Улан-Удэ, в самом сердце богатой синим небом и творческой молодежью столице Бурятии, расположился некогда популярный бар «Черчилль». Основатели рюмочной забегаловки подвального типа почему-то называют его «ресторан».

Ярослав Кантемиров

ОбществоРасследованияЭкономика и бизнесБурятия

21037

04.03.2024

Нам пишут. «Жители Стеклозавода против строительства колонии в поселке!»

23 июля 2023 года в Улан-Удэ разгорелся скандал, связанный с планами Администрации города Улан-Удэ построить колонию на 3000 заключенных на территории поселка Стеклозавод.

Есения Линней

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

16151

04.10.2023

Борьба за будущее ирбиса: об исследованиях снежного барса

Бабр продолжает рассказывать об экологических проблемах Монголии. Одной из них является борьба за выживание снежного барса. В этом материале речь пойдет о работе человека над ошибками, совершенными в отношении этого краснокнижного животного.

Эрнест Баатырев

ОбществоЭкологияМонголия Бурятия

12074

28.08.2023

Нам пишут. Буркоопсоюз, верните деньги!

Пока Долгор Норбоева метится в депутаты Народного Хурала, победив на майском праймериз «ЕР», Буркоопсоюз, председателем которого она является, трещит по швам.

Есения Линней

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

13277

29.06.2023

«В фонде только бухгалтер получает зарплату». Интервью с Василием Михайловым

Директор фонда «Пусть всегда буду Я» Василий Михайлов рассказал Бабру о благотворительности в Бурятии, мифах и стереотипах в этой сфере, чего боятся региональные благотворительные фонды и почему помощь обычных людей не менее важна, чем помощь олигархов.

Виктор Кулагин

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаБурятия

20422

19.06.2023

Новое возрождение адамитов

Пишут, что в Риге, на сцене музея театра им. Эдуарда Смильгя, кстати Народного артиста СССР, состоится спектакль венгерских постановщиков «Позвольте мне увидеть природу».

Дмитрий Верхотуров

ОбществоКультураИсторияМир

37100

11.06.2023

Гастробабр в Улан-Удэ. Столовая дацана «Ринпоче Багша»

Каждый посетитель дацана «Ринпоче Багша» помнит нелепое чудо современной архитектуры под оранжевой вывеской со странным названием — Kailash. Что-то цепляет в этих буквах. «Гугл» объясняет, что Kailash (или Кайлас) — это высокая гора в Китае, имеющая религиозное значение для тибетского буддизма.

Виктор Кулагин

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

20841

13.01.2023

Инсайд. Буряты в эпоху разлома

Выбор между величием и «маленькостью» встает перед многими народами мира. Часто этот выбор становится экзистенциальным, связанным с вопросами самого существования народа.

Пётр Нокс

ОбществоПолитикаБурятия Монголия

17831

11.01.2023

Конец конспирологии?

Любопытным последствием произошедших в последнее время событий стал сильный кризис конспирологии. В былые времена, да хотя бы еще лет десять назад, без конспирологии и без упоминания тайного мирового правительства не обходилось обсуждение ни одного серьезного вопроса.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаМир

33084

07.01.2023

Затяжная великобританская деградация

В последнее время активизировались разговоры об особой тонкости и коварстве британской политики или британских спецслужб. Появилось даже целое сообщество людей, которые продвигают этот тезис всеми доступными средствами.

Дмитрий Верхотуров

ОбществоИсторияПолитикаМир

40630

27.12.2022

Гастробабр в Улан-Удэ. Паб-гриль «Черчилль»

Еще в детстве многие из нас познакомились с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем на уроках истории. Участник антигитлеровской коалиции, знаменитый политический деятель, обладатель Нобелевской премии по литературе — личность крайне увлекательная.

Виктор Кулагин

ОбществоЭкономика и бизнесБурятия

21199

25.11.2022

Лица Сибири

Клипа Инна

Бабкин Сергей

Барлуков Михаил

Моисеев Роман

Юханов Николай

Ракульцев Алексей

Левченко Сергей

Васиченко Евгений

Климов Алексей

Зелент Иван