Валерий Кичин

© Российская газета

КультураМир

9722

23.01.2015, 00:35

Обойдется ли искусство без мата

Группа выдающихся кино- и театральных деятелей России обратилась к премьер-министру с просьбой реабилитировать мат - пересмотреть недавно принятый закон о невозможности нецензурной лексики в искусстве. Без мата непоправимо страдает правда жизни - логически следует из письма, подписанного Федором Бондарчуком, Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым, Олегом Табаковым и Владимиром Хотиненко.

Фото: depositphotos.com

Напомним, что согласно вступившему в силу закону прокатные удостоверения более не выдаются фильмам, где слух зрителей услаждает обсценная лексика. После чего деятели искусств стали протестовать столь энергично, словно вся русская литература, русский театр и русское кино внезапно насильственно лишились всех средств художественной выразительности разом. Руководитель Гоголь-центра Кирилл Серебренников даже заявил ТАСС, что запрет на мат антинароден, ибо в России матерились всегда.

Но он почему-то не упомянул о том, что в русской литературе не матерились никогда. И даже сочинив по случаю матерные стихи, наши классики не претендовали на их публикацию - писали "для внутреннего употребления". В жизни человека вообще много такого, о чем не принято говорить вслух, что не принято считать предметом общественного внимания и элементом художественного творчества. На протяжении многих десятилетий все понимали, что в кино и театр люди ходят не для того, чтобы еще раз насладиться сленгом подворотни, и что искусство - не зеркальное отражение нашего быта.

Фильмы Никиты Михалкова ничуть не потеряли оттого, что героиня Гурченко в "Пяти вечерах" не изъясняется матом. Воздерживается от него и героиня Мордюковой в "Родне" - и это не нанесло ущерб ни ее колоритности, ни правдивости, ни "народности". Даже в самых крутых батальных эпизодах "Утомленных солнцем" солдаты не матерятся - и никто из зрителей не ощущает это как художественную потерю. И в фильмах Карена Шахназарова мы просто не замечали отсутствия мата, и Владимир Хотиненко явно не шел на художественный компромисс, обходясь в своих картинах без крепких слов. Успешное творчество "подписантов" само по себе служит исчерпывающим доказательством того, что и без мата художник не чувствует себя обделенным - у него есть более сильные средства выразительности.

Как-то странно напоминать элементарное: люди ценят в искусстве вовсе не зеркальное отражение улицы. Ценят то, что называют поэтикой искусства - говор улицы, но претворенный интеллектом, юмором, талантом, стилем автора. Будь иначе - не нужны были бы ни Шекспир, ни Пушкин, ни Лопе де Вега с их виршами: реальный Борис Годунов вряд ли изъяснялся столь высоким штилем. Диалоги Горького всегда отличишь от диалогов Розова или Володина - именно потому, что там нет обезличенной улицы, а есть индивидуальный авторский лирический мир. Он и интересен. Отвоевывая право на мат, искусство немыслимо упрощает свою задачу: зачем нам драматург с его талантом, если есть магнитофон! Искусство начинает тиражировать и легализовать то, от чего жизнь инстинктивно старается уйти. Даже персонажи драмы "На дне" - босяки и воры - не матерились, как им было бы положено по рангу, а совершенно наоборот - рассуждали, что человек звучит гордо. И поколения зрителей были с ними согласны. Даже если это только иллюзия - стоит ли ее разрушать?

Интересно, что авторы письма не просят отменить статью в гражданском кодексе, запрещающую мат в общественных местах и приравнивающую его к хулиганству. И тогда становится совсем неясно, отчего в метро оскорблять матом слух граждан нельзя, а на экране вдруг - можно.

Вероятно, это плохо, что сегодняшняя практика театра и кино вынуждает законодательно ограничивать словарь искусства цивилизованными рамками - художники и сами должны ощущать приемлемые для общества границы, как они это умели на протяжении веков. Но трудолюбивое истребление всех и всяческих табу в искусстве рано или поздно должно было привести к таким ответным мерам. На самом деле нам неплохо бы вернуться к ситуации четвертьвековой давности, когда сквернословие что в кино, что в театре априорно считалось и невозможным и ненужным. А когда вдруг понадобилось в самом накаленном эпизоде фильма Киры Муратовой "Астенический синдром" - все это приняли спокойно и с пониманием: художественная необходимость. Но мат там появился отнюдь не для вящего правдоподобия, на чем настаивает Кирилл Серебренников. Он там как удар кнута, как эмоциональный взрыв, как ЧП.

Сравним это с журчащим бытовым, модным в тусовках матерком, который составляет и плоть и сознание современного фильма "Да и да" - и мы поймем принципиальную разницу между художественно претворенной реальностью и магнитофонной записью. Поймем и мотивы возникновения закона, который, как ни смешно, многие считают едва ли не посягательством на свободу слова: до недавних времен любой грузчик добровольно ограничивал свою свободу слова, если поблизости женщины и дети. И если сегодня уже дети и женщины легко дают грузчикам фору - в том виной как раз безмерно расковавшиеся творцы: это они легализовали сквернословие на экранах и в жизни, ввели его в "культурный обиход".

Довольно курьезна идея о том, что дело поправит возрастное ограничение: после 18 лет и слушать и употреблять мат можно, а до 18-ти нельзя. Проблема-то ведь не в том, что до 18-ти никто не подозревает о существовании сквернословия. Проблема в том, что мы все больше размываем представления и взрослых и, стало быть, детей о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Материться становится модным, матом щебечут милые девушки в курилках - и не потому, что "кроют матом" в порыве святого гнева, а потому что "так принято". Загнуть пальчик, пыхнуть сигареткой и вместе с дымом выпустить из уст нечто уродливо пикантное - это теперь у нас знак крутости. И представление о том, что дым - всего лишь вонь, что мат - всего лишь признак дефицита вкуса и внутренней культуры - развеяно во многом стараниями творческой интеллигенции.

Проблема в том, что и до и после 18-ти люди должны помнить об иерархии цивилизационных ценностей, на самом дне которой - сквернословие. То есть слова, не случайно названные скверными.

Но возрастная лазейка понадобилась, чтобы могли легально продолжать свое существование некоторые спектакли МХТ, от которых основатель театра перевернулся бы в гробу, чтобы могли выйти на экраны фильмы "Да и да" и "Комбинат "Надежда", где мат - среда обитания. Чтобы, наконец, под горячую руку не попал долгожданный "Левиафан" - единственное из перечисленных создание, где обсценная лексика художественно оправдана. Потому что состояние, в котором пребывают герои, отчаянно негативно. Скверное состояние. И эту не внешнюю, поверхностную, а сущностную, глубинную правду показанной в фильме жизни каждый зритель понимает.

Абсолютные запреты всегда плохи, потому что неповоротливы и головную боль лечат гильотиной, это крайняя мера - кто спорит. Будут ли приняты вожделенные послабления, приведут ли они к новому взрыву сквернословия на экранах и в жизни, или художественное творчество в России починит свои тормоза - покажет ближайшее будущее.

Валерий Кичин

© Российская газета

КультураМир

9722

23.01.2015, 00:35

URL: https://babr24.net/?ADE=132324

bytes: 7146 / 7007

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Валерий Кичин.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

2973

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

1810

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

1867

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

5828

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

3799

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

3380

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5739

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

5220

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

4544

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

4729

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

11244

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

13612

23.04.2024

Лица Сибири

Замарацкая Светлана

Маковоз Олег

Левченко Сергей

Стопичев Александр

Кутергина Елена

Мякина Анастасия

Новосельцев Петр

Винарский Сергей

Гребенщиков Сергей

Ананин Сергей