«Принцесса цирка» в ИМТ: кастрированная классика как меньшее из зол

Автор: Филипп Марков,

Источник: © Babr24.NET,

Культура, Иркутск

08.10.2019 22:58

15809

54

В Иркутском музыкальном театре представили первую премьеру сезона – оперетту Имре Кальмана «Принцесса цирка». Спектакль явил собой наглядное подтверждение слухов о неотвратимой смерти этого жанра и отсутствии режиссёров, которые могли бы его реанимировать.

То, что в ИМТ не забывают о любимом иркутянами жанре оперетты, не может не радовать. Однако выбор для постановки именно этой оперетты объяснить непросто. В музыкальном плане история о таинственном циркаче уступает, например, «Баядере» или «Фиалке Монмартра» от того же производителя, фабула заезжена до дыр, а постановка невероятно сложна, потому что цирк, трюки и три места действия.

В общем, если сегодня и ставить «Принцессу цирка», то надо чем‑то удивлять, как это попытался сделать при предыдущем воплощении истории о таинственном мистере Икс в Иркутске режиссёр Борис Лагода. Не без спорных моментов, но в целом весьма удачно.

На этот раз по протекции главного дирижёра ИМТ Виктора Олина для создания нового и удивительного был призван Гали Абайдулов – 66‑летний хореограф из Санкт‑Петербурга, в какой‑то момент решивший, что деньги не пахнут и можно зарабатывать не только постановкой балетных номеров, но и режиссурой. Если к этому добавить полное отсутствие опыта в постановке оперетты, то многое станет ясным. До Иркутска режиссёр Абайдулов поставил несколько спектаклей в Новосибирске и Омске, с одним из них даже взял «Золотую маску», но с классической опереттой он встретился впервые.

В интервью, опубликованном на сайте ИМТ незадолго до премьеры, Гали Мягазович буквально фонтанировал энтузиазмом. Пообещал, что «вмонтирует каскадную пару Каролины и Пеликана через весь сюжет», что именно они в результате «придут на помощь Мистеру Икс», что его «Принцесса» будет насыщена «цирковыми гэгами», которые не помешают «гармоничному сочетанию цирковой стихии и трогательным до слёз эпизодам отношений Каролины и Пеликана», что такого иркутский зритель никогда не видел, и вообще,

«это будет спектакль, непохожий на прежние. Артисты уже чувствуют, что так они раньше не играли. И я вовсю стараюсь. Хочется не подвести Виктора Сергеевича (Олина). Хочу ему и вашему театру серьезно пригодиться. Надеюсь, будет интересно и тем, кто влюблен в классику, и тем, кто ждёт чего‑то нового».

Оставим без комментариев дежурные реверансы в сторону того, кто «подогнал гонорар», и намёки на будущие постановки. Поговорим лучше о полученном результате.

Тех, кто читал интервью, во время просмотра премьеры не покидало ощущение, что режиссёр задумывал и анонсировал один спектакль, а поставил совершенно другой. Каскадная пара Каролины и Пеликана появилась, как и положено, лишь к концу спектакля. Более того, их сцены сократились до минимума, отношения не тронули совершенно, а на помощь Мистеру Икс (опять же, как всегда и везде) пришли не они, а Мари и Тони.

Что касается «цирковой стихии», то она в спектакле обозначена четырьмя клоунами в лице артистов балета. Так называемых гэгов мы увидели примерно два с половиной, причём именно из‑за своего количества выглядели они скорее нелепо, чем гармонично. Трюков же не было вовсе, захудалого жонглирования или фокусов тоже. Даже Мари понизили из наездницы и гимнастки в танцовщицу, не дав ей ни кнута, ни скакалки, ни обруча. Как будто мы не в цирке, а в каком‑то кабаре.

В цирке от Абайдулова вообще выступают только мужчины-клоуны и девушки-танцовщицы. Что касается амплуа главного героя, то о нём мы узнаём исключительно из его арии: «смычок опущен, конь, как птица, цветы роняют, гаснет свет». Больше о содержании циркового номера Мистера Икс, сводящего с ума весь Париж, за весь спектакль не говорится ни слова. Мол, додумай мудрый зритель сам, если кино не смотрел. Ты же видишь: он всегда во фраке и мантии, Кревельяк и Теодора называют его клоуном, скрипку иногда с собой таскает, что непонятного?

Гали Абайдулов

Но вернёмся к началу спектакля. Сразу после поднятия занавеса мы по традиции видим и слышим хор, а спустя минуту понимаем, что работать с ним режиссёр совершенно не умеет. Вместо того чтобы как‑то обыграть участие в происходящем или на худой конец затемнить мешающих артистов, в паузах на диалоги солистов хор отгоняется в глубь сцены любоваться декорацией. Это вдвойне обидно, когда знаешь, что хор в ИМТ на редкость артистичный – они вам обыграют любую отрешённость или, наоборот, заинтересованность в происходящем, вы только попросите.

Уходят артисты хора, кстати, за супер-занавес, который специально для этого приподнимает свою правую половину. Он вообще бесконечно мельтешит то правой стороной, то левой, то обеими, что очень быстро начинает раздражать, тем более что функциональной нагрузки эти подъёмы и опускания не несут никакой. Просто чтобы были, чтобы хоть что‑то на сцене шевелилось.

Наполовину открытый (для пессимистов закрытый) супер-занавес – самая креативная режиссёрская находка в спектакле

Главная же проблема спектакля – смысл. Вернее, его отсутствие. Всё‑таки при сокращении пьесы неплохо было бы позаботиться о сохранении логики в цепочке событий. Но для этого требуются определённые способности и навык, причём не хореографические.

Несчастные зрители, особенно те, кто знает текст арий и дуэтов, весь спектакль пребывают в лёгком когнитивном диссонансе. Герои то собираются куда‑то ехать, когда ехать никуда не нужно, то приходят в цирк из цирка, то вместо битья тарелок перекидываются пластиковыми летающими дисками. Кревельяк настолько обрадовался полученной от Пуассона информации о личности Мистера Икс, что забыл ею воспользоваться. Теодора после разоблачения жениха заявляет, что этим её не смутить, а через секунду ни с того ни с сего сменяет милость на гнев и требует от него же опровержения. Может, потому, что перед этим её избранник граф «зажигал» с цирковой танцовщицей, а может потому, что её не предупредили о предстоящей свадьбе, не говоря уже о том, чтобы поинтересоваться её желанием вступить в брак.

Как апофеоз – плоский воздушный шар, опускающийся прямо в обеденный зал ресторана, в тесной корзине которого главные герои разматывают клубок несуществующей интриги спектакля и поют финальный дуэт. Те, кто ждал, что шар вместе с героями поднимется ввысь, оставив внизу негодующего Кревельяка, были разочарованы: оскорблённый барон гордо ушёл за кулисы, а герои, судя по всему, улетели уже тогда, когда закрылся занавес. Чуда вновь не случилось, а могло бы быть эффектно.

Финальная сцена. Красиво, но бессмысленно

Единственное, за что можно поставить плюс режиссёру, – это связка между вторым и третьим актами. С тех пор как родилась тенденция ставить классические оперетты с одним антрактом, удачно перейти от одного места действия к другому удаётся далеко не всем постановщикам. Здесь же телепортация Мистера Икс из того непонятного места, где происходило действие второго акта, на пол ресторана «Зелёный попугай» получилась весьма органичной, а вкупе с реакцией на это владельцев ресторана даже остроумной.

К сожалению, эффект подпортила мадам Каролина, оставшаяся на сцене для того, чтобы изобразить слепую и глухую даму, периодически громогласно зовущую Пеликана, в то время как тот находится здесь же вместе с потерявшимся сыночком. Впрочем, к моменту появления Каролины к тому, что герои не видят и не слышат, что творится у них под носом, уже привыкаешь.

В общем, из обещанного у режиссёра не получилось ничего. Совсем ничего. Зато во всей красе были продемонстрированы отдалённость от понимания жанра и пренебрежительное отношение к зрителям, которым не удосужились объяснить элементарные вещи.

Всё-таки, когда кастрируешь классическую трёхактную оперетту примерно на час музыки и действия, стоит позаботиться об элементарных увязках сюжета.

Казалось бы, при провальной режиссуре можно было ждать умопомрачительного балета, тем более что Гали Мягазович по образованию хореограф. Но, видимо, пословица про двух зайцев придумана не на пустом месте. К сожалению, времена, когда балетный дивертисмент был непременным составляющим опереточного спектакля, невозвратно ушли в прошлое. Ещё один верный признак деградации жанра.

Не спасла ситуацию и гениальная музыка Имре Кальмана. Во‑первых, дирижёр Виктор Олин совершенно не озаботился какими-нибудь нюансами, не говоря уже о собственной трактовке произведения. Во‑вторых, как только с первыми тактами музыки оркестр грянул из динамиков – всё стало ясно. Репертуар ИМТ обогатился ещё одним радиоспектаклем по мотивам классической оперетты, где для чего‑то подзвучиваются не только солисты, но и оркестр.

Отдельного внимания заслуживают костюмы и сценография Елены Вершининой. Зачем театру понадобилось после «Весёлой вдовы» наступать второй раз на те же грабли – загадка. В результате мы имеем декорацию в стиле 70‑х годов прошлого века, барона де Кревельяка в костюме Петрушки с лампасами, самого комичного персонажа Пеликана, хоть и со слюнявчиком, но всё же в самом обычном костюме, хор в пиджаках от фирмы «Вид» и крайне нелепого на их фоне Мистера Икс в смокинге.

Граф и барон. Как сочетать несочетаемое

Ну и о главном. Всё вышеперечисленное – личные впечатления критика, которые вряд ли имеют большое значение. Потому что в большинстве своём спектакль, несмотря на всю свою откровенную ущербность, нравится и зрителям, и актёрам. Знаете, почему? Потому что и у тех, и у других в последнее время выработался чёткий рефлекс: не Фекета – уже хорошо.

Что ж, не можем не согласиться. «Принцесса цирка» действительно гораздо меньшее зло, нежели «Две королевы», «Венские встречи» или «Барышня-крестьянка». Да и человеческие качества Гали Мягазовича для труппы Музыкального как живительный бальзам на израненные сердца. Проблема лишь в том, что на таких критериях далеко не уедешь. После «шедевров» Фекеты требования иркутян и без того упали ниже некуда, и что сегодня хорошо в ИМТ, в других ведущих театрах страны вызовет лишь недоумённую улыбку.

Фото: imt38.ru, instagram.соm

© Babr24.NET

URL: http://babr24.net/irk/?IDE=193645
bytes: 10745 / 9927

Поделиться в соцсетях:

Подписка

Подписаться на новости (или отписаться от них):

Другие новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. Сага завершается

На официальном YouTube‑канале Star Wars опубликован финальный трейлер фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход» – завершающего эпизода трилогии сиквелов, стартовавшей в 2015 году, и девятого эпизода всей саги «Звёздные войны», первый фильм которой вышел в далёком ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, Мир

23.10.2019

276

7

Фонд Андрея Чернышева помог братским детям с ограниченными возможностями здоровья посетить необычный спектакль

Фонд Андрея Чернышева «Сибирский Характер» профинансировал поездку детей с ограниченными возможностями здоровья – подопечных Фонда «Единство» – на спектакль областного театра кукол «Аистёнок». Артисты привезли в Братск постановку «Калиф-аист». Ребята и их родители стали не только зрителями, но и ...

Без фактов, портящих биографию. Правда и вымыслы о Саре Бернар

Легенда всегда берёт верх над историей. Сара Бернар Полтора века её имя является синонимом слова «актриса», она была музой Оскара Уайльда, Эдмона Ростана, Марселя Пруста и Виктора Гюго. Вдохновлённые её игрой в пьесах «Тоска» и «Дама с камелиями», Пуччини и Верди написали знаменитые оперы «Тоска» ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Мир

22.10.2019

2211

18

Иркутскому театру кукол «Аистёнок» вручили три миллиона за лучшую постановку

Иркутский областной театр кукол «Аистенок» стал лауреатом правительственной премии, присуждаемой за лучший спектакль по произведениям русской классики. Эту награду вручают профессиональным репертуарным театрам за постановки для детей, подростков и юношеской аудитории. Каждый год присуждают три ...

Источник: Babr24.com

Культура, Иркутск, Москва

21.10.2019

654

16

Гениальный нацпат. К юбилею ваятеля Колчака

Многие иркутяне искренне гордятся единственным в России (если не считать скульптурное недоразумение возле ресторана «Колчак» в Омске) памятником адмиралу Колчаку, но далеко не все сразу вспомнят фамилию автора этого уникального монумента. 19 октября исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Иркутск, Москва

19.10.2019

6907

29

Зацелованный сфинкс. Жизнь, смерть и мысли Оскара Уайльда

Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль. Оскар Уайльд 165 лет назад, 16 октября 1854 года, в Дублине родился великий ирландский писатель, поэт и драматург Оскар Уайльд. Самый остроумный человек в истории Великобритании (по версии газеты The Daily Telegraph) прожил короткую, но ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

16.10.2019

10414

34

AVE, Пилигримы!

Проезжая мимо Театра Пилигримов, я каждый раз давала себе слово однажды посетить хотя бы один спектакль. Однако дальше вялого энтузиазма дело не шло: порассуждав о субъективности искусства, арт-хаусе и разностороннем развитии личности, мы с друзьями покорно шли в более привычные, «раскрученные» ...

Автор: Мария Морозова

Источник: Babr24

Культура, Иркутск

16.10.2019

2030

33

О женщинах, браке и одиночестве. Добрая беседа с Фридрихом Ницше

15 октября исполняется 175 лет со дня рождения великого немецкого филолога, мыслителя и музыканта, автора бестселлеров «Так говорил Заратустра» и «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше. Будущий создатель самобытного философского учения родился в прусском Рёккене в семье лютеранского пастора, ...

Автор: Филипп Марков

Источник: Babr24.com

Культура, События, Как по-писаному, Мир

15.10.2019

7508

30


Соболев Александр

Кутергина Елена

Бадмацыренов Жаргал

Савельев Александр

Татаринов Андрей

Крутов Андрей

Смирнов Александр

Садовская Марина

Моисеев Владимир

Киселев Павел