Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

4475

21.09.2016, 13:55

Рождество Пресвятой Богородицы

Великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии православные отмечают 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Канонические евангелия мало внимания уделяют земной жизни Пресвятой Девы и совсем не упоминают обстоятельства ее рождения. Основным источником данных о Марии стал апокрифический текст «Протоевангелие Иакова Младшего» (II век), а также восходящие к нему сочинения. Согласно этим источникам, отцом Марии был праведный Иоаким из Назарета, а матерью - праведная Анна из Вифлеема. Иоаким и Анна вели благочестивую жизнь, однако долгое время оставались бесплодными. Иоаким, человек богатый, всегда щедро жертвовал храму, однако во время великого праздника (Дня Господня) первосвященник Рувим не принял его подношение, заявив: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». Огорченный Иоаким отправился в пустыню, где сорок дней провел в посте и молитвах; Анна в это время также плакала и молила Бога о зачатии, дав обет посвятить свое дитя Господу. И вот праведнице явился ангел, который возвестил: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Иоакиму ангел также сказал: «Бог внял молитве твоей»; тот на радостях велел своим пастухам выбрать молодых ягнят, телят и козлят для благодарственной жертвы, а затем отправился в Иерусалим, где у Золотых ворот его поджидала счастливая жена. После этого праведная пара вернулась домой, в Назарет, где по прошествии положенного срока у них родилась девочка, и ей дали имя Мария (что означает «высокая», «госпожа»). Этой девочке и суждено было со временем стать «той дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос».

Праздник Рождества Богородицы был установлен предположительно в VI веке. Ныне он отмечается торжественным молебном и величанием на утрени: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». На празднование отводится шесть дней (включая один день предпразднества и четыре дня попразднества).

В народной традиции день Рождества Богородицы (Богородичин день, Малая или Вторая Пречистая, Госпожинки, Аспосов день, Осенины) издавна считался одним из важнейших праздников года. Собственно, у славян особо почитались все праздники Девы Марии, поскольку Богородице в народе поклонялись даже больше, чем Христу и самому Господу. «Милостивая наша матушка-заступница!» - говорили о Марии русские крестьяне, и обращались к ней в самых разных жизненных ситуациях, даже тогда, когда не рассчитывали на помощь Бога или святых. При этом Богоматерь в народном представлении отчасти слилась с образом Матери - Сырой Земли, прародительницы всего сущего, доброй кормилицы и покровительницы.

Земля издавна считалась не только священной стихией, но и живым существом, которому запрещалось наносить любой вред; ее старались не тревожить во время зимнего сна, а летом кланялись ей, молились, освящали, задабривали и чествовали ритуальными трапезами, песнями, обходами и т.д. Осенью, убрав урожай, закатывали благодарственный «пир на весь мир», прославляя Землю-кормилицу и олицетворявших ее силу богинь - Макошь и рожаниц, замещенных при христианстве Богородицей. Интересно, что о прежних языческих представлениях не забывали вплоть до XIX в., устраивая пиршества в честь рожаниц и Рода. Это очень возмущало святых отцов, видевших, как в Рождество Богородицы «бабы каши варят на собрание рожаницам», и даже более того, «череву работни (чревоугодливые) попове уставиша трепарь прикладати рождества богородицы к рожаничьне трапезе, отклады деюче». Подобное приравнивалось к наиболее тяжким грехам: «Еже есть всего горее – ставленье трапезы рожаницам и прочая вся служенья дьяволя – требы кладомыя вилам и покланянье твари».

О богинях-рожаницах известно очень мало. Одни исследователи считают их богинями судьбы, другие - духами-покровитедями материнства и женщин-рожениц, третьи – предками рода, оберегающими своих потомков. Б.А Рыбаков (академик, доктор исторических наук) считал их древними богинями-прародительницами, которым поклонялись еще первобытные охотники. Люди видели их в созвездиях Большой и Малой Медведицы ("лосихи" и ее "лосенка" у северных народов); от них зависело, удачной ли будет охота, достаточно ли будет дичи, вернутся ли добытчики с мясом для еды и шкурами для одежды. Отголоски тех времен сохранились в народных преданиях: например, на Белоозере рассказывали, что когда-то «в день Рождества Богородицы самки оленя ежегодно приводили с собой детеныша, которого [крестьяне] закалывали и варили и им угощали приходящих, а мать отпущали. Когда же праздник приходился в постный день, тогда олени приходили накануне и праздновали накануне, что делается и до настоящего времени, но теперь олени уже не приходят, и крестьяне приносят в жертву рогатый домашний скот».

С переходом к земледелию звериные богини-матери превратились в богинь плодородия (подобных греческой Деметре и Персефоне, олицетворявших землю и опущенное в нее зерно). Во время осеннего праздника урожая их прославляли, благодаря за собранные уже плоды земные и заклиная сохранить плодородную силу до будущего года. Даже с утверждением христианства, изгнавшего языческих богов, память об этих прародительницах сохранилась, поскольку они были олицетворением той жизненной энергии, что позволяет женщинам рожать, животным – приносить приплод, а полям – давать новые всходы. Дева Мария также воплощала в себе эту женскую плодородную силу, однако отцов церкви сильно возмущало, что прихожане сравнивают Богородицу с «человекородицами»: «Ибо не есть сие честь Деве, плотию родившей невместимое Слово, если ея неизреченное рождение определяют и представляют по примеру обыкновеннаго и нам свойственнаго рождения».

Праздник Рождества Богородицы завершал сельскохозяйственный сезон и воспринимался в народе как «поворот на зиму», когда земля и вся природа начинает засыпать. Женщины в этот день рано поутру выходили к берегам рек и озер «встречать матушку Осенину»: старшая из собравшихся стояла с овсяным хлебом, а остальные, окружив ее, пели песни, после чего хлеб разламывали на куски по числу участниц и разбирали по ломтику (потом этим хлебом подкармливали домашний скот). Девицы в этот день встречали осень песнями, играми, хороводами, а старшие «обновляли» в доме огонь (гасили пламя в очаге и зажигали новое «живым» огнем, полученным с помощью трения или кремня). С Богородичина дня начинались «засидки» (посиделки, женская работа в доме при свете лучин).

Осенины-Госпожинки справлялись иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее торжества. К празднику готовились заранее: зажиточные хозяева варили пиво, подавали к столу вареное мясо, студень, рыбные блюда, обязательно хлеб или пирог из муки нового урожая, каши из разных злаков, творог, мед и прочую «новину» (которую нередко загодя освящали в церкви). Угощение при этом бывало одним из самых пышных в году. Нередко в честь праздника устраивали братчины или складчины – всеобщее пиршество, продукты для которого собирали с каждого дома или покупали на общинные деньги.

Во многих районах приурочивали к Госпожинкам обязательное гостевание. Породнившиеся в прошедшем сезоне семьи навещали друг друга: например, тесть с тещей непременно звали в гости зятьев с женами и детьми, принимали их как почетных гостей, даже если не рассчитывали на ответное приглашение. Но обычно зятья также звали в гости тестя с его женой, а во многих случаях – и со старшими сыновьями, и их семьями. Обычай этот основывался на представлениях о важности добрых, мирных и хлебосольных отношений между семьями сватов. Новобрачные, обвенчавшиеся незадолго до праздника, также должны были пригласить к себе всех родных и знакомых - «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму». Гостей угощали сытным обедом, после чего молодая хозяйка показывала все свое хозяйство в доме, а хозяин – во дворе и надворных постройках; в саду собравшихся потчевали свежим пивом, а гости, по обычаю, должны были хвалить молодых и давать им различные наставления.

Наталья Шапарова

© Babr24.com

СобытияМир

4475

21.09.2016, 13:55

URL: https://babr24.net/?ADE=149890

bytes: 8078 / 8031

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова.

Другие статьи в рубрике "События"

«Томскводоканал» купил «Альфа-банк». Воду будем покупать под залог квартир и автомобилей?

Еще одно крупнейшее предприятие города, обеспечивающее Томск холодной водой, утекло, как эта самая вода без установленного счетчика в квартире.

Алексей Серебряный

СобытияРасследованияТомск

12835

03.03.2024

Телеграм Томска за неделю: увольнение Азанова, приезд Демешина и критика Мазура

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в томском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 февраля 2024 года включительно. Увольнение Азанова Павел Азанов покинул пост начальника департамента специальных проектов Томской области.

Андрей Игнатьев

СобытияОбществоПолитикаТомск

13962

19.02.2024

Прощайте, Лев Федорович! Спасибо, что вы у Томска были

Завтра, 9 февраля 2024 года, Томск проводит в последний путь бывшего депутата областного парламента и городской думы Льва Федоровича Пичурина, скончавшегося 7 февраля на 97-м году жизни.

Алексей Серебряный

СобытияПолитикаОбществоТомск

15153

08.02.2024

Эксклюзив Бабра. Евгений Ковалевский о переходе через Таиланд, смертельных опасностях и не только

Томская кругосветка продолжается. Сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Березкин с 21 по 25 января совершили переход Батам (Индонезия) – Пхукет (Таиланд). 21 января сибиряки отшвартовались от пирса марины Нонгса Поинт (Батам), покинув берега Индонезии и взяв курс на Пхукет.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск Новосибирск

5605

31.01.2024

Блогнот. Томская экс-неделя

Год непринятых решений и невыполненных обещаний. Год понаехавших и поуехавших (последних больше). Год, когда открытий было мало, а закрытий – наоборот. Весной символично закрыли молодежное пространство «Зеленая улица», но Томск все еще жив университетами.

Андрей Игнатьев

СобытияОбразованиеОбществоТомск

5585

29.12.2023

Блогнот. Томская экс-неделя

Кирилл Новожилов продает свою долю в «Томскводоканале». Так говорят близкие к томскому олигарху источники. Называется даже новый московский собственник – «Росводоканал». Ему уже принадлежит более четверти объемов рынка частных водоканалов в стране.

Андрей Игнатьев

СобытияЭкономика и бизнесПолитикаТомск

16704

15.12.2023

Дети Кроноса. Экс-прокурор Олег Бушмакин, два Сережи и Александр Мысик

Еще одна криминальная история с участием представителя структуры, обязанной бороться с этим самым криминалом, пришла к логическому завершению.

Анна Леро

СобытияКриминалСкандалыНовосибирск

7258

30.11.2023

Опрос Бабра. Делегация от Прибайкалья на ВДНХ: трата казённых денег или о России думы?

На форуме-выставке «Россия» в Москве прошёл День Иркутской области. Туда явились все, кому не лень, – от губернатора до мэров небольших поселений. Там была культурная программа, рассказ о достижениях, дегустация традиционных яств и многое другое.

Анна Амгейзер

СобытияПолитикаОбществоИркутск Россия

21724

22.11.2023

Пятый элемент. Как в Новосибирске оказалась неучтенная книга XVI века?

Новосибирск переживает настоящую сенсацию: в процессе обследования церковных книгохранилищ обнаружена уникальнейшая книга, датированная 1570 годом, – Псалтырь с Часословцем. Выпуск этого редкого экземпляра принадлежит легендарному российскому первопечатнику Ивану Федорову.

Анна Леро

СобытияИсторияКультураНовосибирск

47948

20.11.2023

Прилетел вдруг «волшебный пендель» – от томской прокуратуры

Это только в мультиках прилетают волшебники в голубых вертолетах и бесплатно показывают кино. Реальность гораздо суровее и неприятнее. Особенно, если за деятельностью какого-нибудь важного ведомства пристально наблюдает прокуратура.

Алексей Серебряный

СобытияКак по-писаномуОбществоТомск

11550

17.11.2023

Новая лодка, остров Четверга и Джеймс Кук: эксклюзив от Евгения Ковалевского

Кругосветное путешествие Russian Ocean Way томского путешественника Евгения Ковалевского продолжается, и Бабр узнал новые подробности о том, как оно проходит.

Анна Леро

СобытияТуризмОбществоТомск

6382

15.11.2023

Раз росинка, два росинка, три росинка – чай. Как томичи добывают воду

Если в доме нет воды, воду выпили какие-то нехорошие люди. Либо в населенном пункте, где нет живительной влаги, никогда не было никакого водопровода. Как, к примеру, в поселке Росинка, который входит в Октябрьский район города Томска.

Анна Леро

СобытияЖКХОбществоТомск

13973

02.11.2023

Лица Сибири

Поздняков Андрей

Семенов Дмитрий

Ковалев Андрей

Меркулов Дмитрий

Жвачкин Сергей

Кальк Вадим

Хомич Альбина

Гармаев Баир

Распопина Ирина

Курамшина Елена