Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

13334

31.08.2016, 17:22

Киноархив-1971: Валерий Золотухин и его команда

45 лет назад вышел фильм «Бумбараш» – едва ли не самое своеобразное советское кино о Гражданской войне. Формально снятое по мотивам произведений Аркадия Гайдара, оно больше напоминает нечто фольклорное – не то сказку, не то быль.

И без того талантливую ленту окончательно обессмертила масса песен композитора Дашкевича на стихи Юлия Кима, великолепно исполненных в основном Валерием Золотухиным.

В 1916 году бойца царской армии Бумбараша (Валерий Золотухин) на правах наиболее легкого из солдат отправили в разведку на воздушном шаре. Шар рухнул на стороне австрийцев – наши сочли Бумбараша погибшим, о чем и сообщили в его родную деревню.

Однако Бумбараш не погиб, а попал в плен. Через два года он вернулся домой, где его воскрешению из мертвых никто особенно не обрадовался. А вскоре Бумбараш стал свидетелем гибели своего лучшего друга, с которым жестоко расправилась банда эксцентричной и артистичной атаманши Тульчинской (Екатерина Васильева). После этого Бумбараш, не раздумывая, вступает в красноармейскую роту, чтобы кое-что показать зарвавшимся белякам.

Гайдаровский материал, лежащий в основе сценария, относится ко времени, когда писатель делал в литературе первые шаги и еще не планировал становиться именно детским автором

В начале 70-х драматург Евгений Митько написал киносценарий «Бумбараш», в котором использовал материал нескольких ранних и незавершенных сочинений Аркадия Гайдара – одного из наиболее экранизируемых в Советском Союзе писателей.

Будущий фильм решено было снимать на украинской Киностудии имени Довженко, славящейся своими околореволюционными картинами несколько лубочного толка. В данном случае именно лубочность-то и требовалась – это с самого начала понимали оба режиссера «Бумбараша»: документалист преклонных лет Абрам Народицкий и начинающий киевский постановщик Николай Рашеев. Для обоих «Бумбараш» остался лучшей картиной за всю карьеру.

Вместе с тем это еще и единственный «недетский» фильм по Гайдару. В основных источниках митьковского сценария – неоконченной повести «Бумбараш» и самого первого произведения под названием «В дни поражений и побед» – и впрямь нет ничего ребяческого. Митько лишь усилил эту тенденцию, щедро снабдив свой сценарий собственными сюжетными поворотами, подчас весьма жуткими и жестокими.

Смешение веселого и страшного вообще характерно для советской прозы двадцатых-тридцатых – и в этом плане картина «Бумбараш» действительно выглядит весьма аутентично. В то же время раньше начала 70-х она никак не могла появиться. На протяжении первых пяти десятилетий советского кино Гражданская война трактовалась в нем однозначно: красные – все как один добры молодцы; белые же – взбесившееся зверье, поголовно заслуживающее пули. И только под занавес 60-х вышло сразу несколько фильмов, робко наметивших уклон от этой лобовой тенденции.

Замечательно тонкие и печально-гуманистические ленты «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства», «Бег» дали понять, что за давностью лет необходимость в чрезмерном «очернении белых» попросту отпала. А кассовые хиты «Неуловимые мстители» и «Белое солнце пустыни» продемонстрировали, как недоставало юмора всем предыдущим пламенным лентам о первых подвигах Красной Армии.

В «Бумбараше» Валерий Золотухин не в первый и не в последний раз проявил себя как самый голосистый советский актер семидесятых

«Бумбараш» же остался в народной памяти как кино с душевнейшими и душещипательными песнями. «Дрожи, буржуй, настал последний бой», «Ходят кони над рекою, ищут кони водопоя», «Журавль по небу летит, корабль по небу идет» – все это вошло в золотой фонд отечественной кинопесни.

Никогда еще в советском кино плясовой водевиль не смешивался с подлинной драмой. До этого мы думали, что так умеют только за границей – в какой-нибудь «Вестсайдской истории». Хотя это очень по-русски – смеяться сквозь слезы или горланить веселую песню, когда на душе кошки скребут (что и демонстрирует герой Золотухина в сцене прихода к своей бывшей невесте, а теперь – чужой жене). Благодаря «Бумбарашу», жанр военного водевиля в начале семидесятых уже можно было по справедливости называть национальной особенностью.

«Бумбараш». Режиссеры: Николай Рашеев, Абрам Народицкий. СССР, 1971

Кирсан Цианов

© Babr24.com

КультураМир

13334

31.08.2016, 17:22

URL: https://babr24.net/?ADE=148973

bytes: 4367 / 4240

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Кирсан Цианов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Фантастический уикенд. «Сто лет тому вперёд» сорвал банк, «Город тайн», «По Фрейду» и «Паутина страха» – в топ‑10

Фаворит уикенда в российских кинотеатрах за четыре стартовых прокатных дня заработал больше, чем все фильмы проката неделей ранее. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

3697

26.04.2024

Бурятия — кузница кадров для российского кинематографа

Продюсеры и актеры кино из Бурятии все чаще участвуют в федеральных проектах. Если изощренный зритель привык плеваться от российских новинок, то вышедшие работы при участии уроженцев республики собирают отличные отзывы, а будущие входят в «лист ожидания».

Виктор Кулагин

КультураПолитикаБурятия Россия

2299

26.04.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Граффити. Стрит-арт», спектакль «Мне осталась одна забава» и арт-вечер «Контекст»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 27 апреля по 3 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы и лекции. Арт-вечер «Контекст» 27 апреля Правобережный дворец культуры приглашает всех желающих на арт-вечер «Контекст».

Бармалей Рыбин

КультураСобытияКрасноярск

2177

26.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

7092

25.04.2024

Бабродвиж в Томске: концерт «Светлое и тёмное», спектакль «Женитьба» и мастер-класс «Роспись пряников»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 26 апреля по 2 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, мастер-классы и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

4057

25.04.2024

Викторины на Бабре. Какие значения имеют слова «гайно», «буробить» и «подследыши»

ТГ-канал «Томск. Бабр. Дальше некуда» проводит филологические викторины – подписчикам предлагается указать значение того или иного диалектного слова. На данный момент проведено 60 викторин. Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями одной местности.

Андрей Игнатьев

КультураОбществоТомск

3508

25.04.2024

Немеркнущее очарование Ширли Маклейн. К юбилею легенды

Я думаю о своей жизни как о замечательной пьесе, которую я написала сама. Ширли Маклейн «Неприятности с Гарри» Альфреда Хичкока, «Квартира» и «Нежная Ирма» Билли Уайлдера, «Детский час» Уильяма Уайлера, «Гамбит» Роналда Нима, «Язык нежности» Джеймса Л.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5768

24.04.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: концерт «Музыка композиторов Бурятии», спектакль «Похищение на Диком Западе» и программа «Дизайн и винил»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 25 апреля по 1 мая жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и развлекательные программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

5310

24.04.2024

Наталия Шамина: «Академгородок – шедевр ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»

Журналист Бабра поговорил с доктором биологических наук, председателем новосибирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Наталией Шаминой. – Наталия Владимировна, когда и почему возникло желание заниматься общественной деятельностью?

Андрей Игнатьев

КультураЭкологияНовосибирск

4693

24.04.2024

Эксклюзив Бабра. Михаил Башкатов о работе в кино, актерской профессии, Томске, Москве и вдохновении

Капитана команды «Максимум» Михаила Башкатова томичам представлять не нужно. Кто-то помнит его как КВНщика, который вместе с командой в «нулевые» прославил Томск на всю страну еще раз, продолжив дело, начатое «Детьми лейтенанта Шмидта».

Анна Леро

КультураОбществоТомск

4853

24.04.2024

Монгольский павильон в Венеции: символизируя настоящее из будущего

20 апреля в Венеции стартовала 60-я биеннале современного искусства. Юбилейное мероприятие проходит под заголовком «Чужестранцы повсюду». В числе 88 стран, представленных на этой платформе, особенное внимание привлекает к себе монгольский павильон.

Эрнест Баатырев

КультураОбществоМонголия

11353

24.04.2024

Возвращение в прокат: «Бриллиантовая рука» в 4К вновь на больших экранах

25 апреля в прокат на больших экранах выходит... «Бриллиантовая рука». Нет, речь, к счастью, не об очередном безвкусном ремейке, а об оригинальной культовой комедии Леонида Гайдая, которой в этом году исполняется 55 лет.

Филипп Марков

КультураРоссия

13744

23.04.2024

Лица Сибири

Величко Александр

Дорофеев Владимир

Габидулина (Заозерная) Татьяна

Ермаков Иннокентий

Мизиренков Андрей

Чернышев Андрей

Гусенкова Евгения

Заблоцкий Станислав

Купцевич Андрей

Позников Сергей